Этика свидетельства: имею ли я право отказаться от ответственности?

  • 04 октября 2008 в 13:00:00
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 682
  • 0
 

Противостоянию беспамятству и бессмысленности был посвящён третий, заключительный день конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе».

Утреннее пленарное заседание открыл доклад Б.В. Дубина, руководителя отдела социально-политических исследований Левада-центра: «Примо Леви, Клод Ланцман, Джорджо Агамбен: этика свидетельства».

Свидетельство - единственный способ передать правду времени и сохранить современное поколение от забвения и вторжения в наше время ужаса небытия. Ни факты, ни документы не имеют в себе подлинной силы, которая есть в свободном слове свидетеля. Одна из страшных задач нацистских преступников состояла в том, чтобы стереть не только свидетелей нацизма, но саму память о них: «Может быть, вы и выживете, но память об этом будет принадлежать нам». Три имени вошедших в название доклада - имена свидетелей о преступлениях и преступниках Второй мировой войны. Только человек, добровольно взявший на себя подвиг свидетельства, может противостоять тем, кто в страшные времена сохраняют себя в «счастливом забвении» или списывает все на то, что были лишь «винтиками в машине уничтожения». Такая позиция человека рождает и поддерживает пустоту как неразличение отдельных лиц и пустоту как беспамятство. «Тот кто не помнит, практически продолжает дело начатое Третьим рейхом».
Доклад вызвал живую реакцию в зале. Л.Ю. Мусина, учёный секретарь Свято-Филаретовского института и зав. кафедрой Священного писания, в своей реплике обозначила существование проблемы «блаженного забвения» и в нашей стране. Современное общество пытается забыть опыт ГУЛАГА, а церковь - опыт новомучеников, поэтому для России особенно важен опыт ответственного свидетельства, без которого не оживёт память, а все мы будем обречены на повторение того, что уже было в XX веке.
Опытом активного противостояния такому забвению в итальянском обществе поделился Джовани Бьянки из Милана, президент центра по изучению национальных проблем СЕSPI. «Кто не знает, откуда он идет - не знает куда он идет», - так началось его сообщение «Опустошение в итальянском обществе и возможное противостояние этому со стороны церкви и социальных организаций». Центр, возглавляемый Д. Бьянки сосредотачивает свои усилия в трех направлениях: защита необсуждаемых ценностей, без которых невозможна жизнь человека и общества; влияние на государственные структуры для продвижения этих ценностей в обществе; участие в формировании общественного мнения через организацию встреч и обсуждений, в которые вовлекается большая часть общества.
В своем докладе «Коалиция «Другая Россия» в противостоянии духовной и общественной пустоте»  М.А. Дзюбенко, специалист по старообрядчеству, сотрудник Государственного литературного музея, акцентировал ту мысль, что сопротивление злу должно быть непримиримым, но по-христиански ненасильственным.
Ю.Н. Афанасьев, д. ист. н., также отметил все растущую агрессию пустоты, которую «ощущаешь уже в подавляющем большинстве населения страны». Эта пустота рождает хаос как в действиях государства, так и общества. В нынешней ситуации невозможно дать ответ с чего может начаться преодоление этой пустоты и хаоса?»
Об опасности возникновения «симулякров» (знаков без смысла) говорил в своём докладе зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ, ст.научн.сотр. ИФ РАН Г.Б. Гутнер. Смысл связан с жизнью, с тем, чем «питается» человек. Постижение смысла возможно только благодаря личному (личностному) интересу и усилию. Без этого усилия «симулякром» может стать всё, что угодно - Бог, жизнь, смысл, любовь, свобода.

Черты опустошения, разрушения личности как симптомы психического заболевания обозначил в своём докладе Б.А. Воскресенский, преподаватель СФИ, доцент кафедры психиатрии Российского, государственного медицинского университета, к.мед.н. Выздоровление возможно только через актуализацию личности в человеке с помощью вдохновения, всякое другое воздействие является скорее манипулятивным и ведёт к дальнейшему разрушению человека.
Теодор Шанин, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук в своём выступлении сделал акцент на том, что пустота - принципиально неточный термин. Если мы говорим о пустоте, мы закрываем для себя возможность понять, что в этом состоянии «заползает» в человека. Наша основная задача как раз заключается в том, чтобы понять, какая «дрянь» и почему пролезает в человека в определённых социально-экономических условиях. Так, например, сравнительное социологическое исследование ценностей 25 европейских стран показало, что россияне в качестве цели своей жизни более всех остальных ставят богатство и власть. Таким образом, основной вопрос, который Теодор Шанин ставит перед собой и перед слушателем: «Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?»
В завершающем слове духовный попечитель Преображенского содружества малых братств, свящ. Георгий Кочетков сказал, что итоги конференции будут зависеть от всех собравшихся. По мнению отца Георгия: «Наши внутренние ориентиры, особенно основанные на опыте XX века, указывают нам путь вперёд, открывают пути духовного противостояния пустоте как небытию, как откровению ада. Если мы достучались до собственного сердца и обрели в этом единство, то конференция свою функцию выполнила. Если мы принесём добрые плоды освобождения своего ума и сердца, то её плоды будут умножены. Настоящий, подлинный ответ на пустоту можно дать только в подлинной свободе, только в ней возможно обретение полноты жизни».

В целом за три дня работы конференции в ней приняли участие более 800 человек, из которых 25 человек в сане, из 11 стран, 43 городов и 24 епархии РПЦ.

Информационная служба СФИ

-->

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)