Как известно, ни один город не устоит без праведника. Что же говорить о стране? Многих ли мы знаем из тех, кто в недавнем прошлом своим духовным мужеством удержал Россию от полного разрушения? О некоторых таких подвижниках вспоминали на презентации книги «Равнина русская. Опыт духовного сопротивления», прошедшей 4 июля в петербургском музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
На презентацию книги не случайно собрались известные и уважаемые люди города. Директор музея Анны Ахматовой Нина Ивановна Попова, директор института генеалогии Игорь Васильевич Сахаров и часто посещающий Петербург профессор Женевского университета славист Жорж Нива в прошлом году выступали на конференции с одноименным названием. Именно материалы конференции они и другие ее участники представили теперь петербуржцам.
Как родилась идея этой необычной конференции, собравшей со всего бывшего Советского Союза тех, кто сегодня, зачастую с большим трудом, хранит память о нашей недавней истории? Ведущая вечера Юлия Балакшина, к.фил.н., член оргкомитета конференции, рассказала о том, что целью форума было не только общение. Хотелось поговорить о прошлом не как о катастрофе, во многом сломавшей и страну, и народ, и человека — наоборот, конференция стала собиранием опыта несломленности. Что за сила внутри человека не дает ему перестать быть человеком даже на допросах, или в лагере, или когда за стенкой пытают его жену и детей? Об этом размышляли вместе участники встречи.
Во время презентации чаще всего вспоминали двух участников конференции — протоиерея Павла Адельгейма и поэта Ольгу Седакову. Отец Павел, будучи примером подлинного духовного сопротивления, одновременно мирного и непримиримого, был во многом собирающим центром конференции. Многим запомнились его слова о том, что в сопротивлении христианина не может быть никакой агрессии. Это всегда стойкость в верности Христу, в Его мире и свободе. Ольга Седакова на конференции рассказывала о распространявшейся в советское время так называемой «террористической гипотезе», согласно которой с человеком можно сделать все что угодно, если найти методы давления на него. Однако конференция показала всю несостоятельность этой гипотезы: в человеке есть сопротивляемость злу, и опыт духовного сопротивления актуален в любую эпоху.
Вспомнив и других участников конференции — писателя Виталия Шенталинского, первым опубликовавшего в начале перестройки литературные архивы КГБ, и дочь расстрелянного священника Елизавету Михайловну Шик, Нина Ивановна Попова поделилась впечатлениями от самого форума. Собравшиеся не думали о том, кто из них выступил более интересно и оригинально — было ощущение, что все вместе обдумывают общий смысл произошедшего. Причем иногда вопрос об этом смысле рождался у советских людей совершенно неожиданно: например, Ольге Седаковой еще в детстве ее верующая бабушка как будто между делом сказала «И зачем тебя Бог на землю привел — чтобы ты часами в кровати лежала?». На конференции тоже получилось общение разных поколений, было много молодежи. «Такое общение выпрямляет», — сказала в завершение своего слова Нина Ивановна.
С другой стороны к теме конференции подошел Жорж Нива, который считает, что в сборнике ставится проблема о том, существуют ли демоны зла. Он поделился своим искренним удивлением оттого, что в России до сих пор слово «чекист» часто носит положительную окраску. Георгий Иванович, как его называют русские друзья, поднял непростую антропологическую проблему соседства жертв и палачей при советском режиме. В социалистической Румынии как-то затеяли циничный эксперимент: поселили жертв и палачей в одном бараке. Идея эксперимента заключалась в том, что из жертв должны получиться самые лучшие палачи. Об этом же в свое время писал Солженицын в рассказе о высокопоставленном чекисте Френкеле, который сам, будучи жертвой советского лагеря в молодости, затем дорос до высоких чинов в руководстве ГУЛага. Той же теме посвящен известный фильм «Стокгольмский синдром», но еще раньше об этом сказал Достоевский в «Записках из Мертвого дома»: в каждом человеке живет часть палача. В тот раз эксперимент в Румынии был отменен по распоряжению Сталина, однако это не сняло проблему постоянного соседства жертв и палачей: даже на бутовском полигоне они похоронены рядом.
Еще один взгляд на проблему памяти предложил Игорь Васильевич Сахаров: как русский мужик, всю жизнь живший на одном месте, большой семьей, молившийся в ближайшем храме о своих дедах и прадедах, вдруг обо всем и обо всех забыл и пошел крушить храмы? Почему дьявольщина так легко разрушила мир в нашей культурной стране? Над тем, чтобы память была утрачена, в советской России трудились специально. Неслучайно сейчас выросло целое поколение, в котором почти никто не знает имен своих прадедов. Такого нет больше ни в одной стране мира. Борьбой против забвения занимались многие генеалоги советского времени: даже вернувшись из лагерей, они продолжали составлять родословные, при этом ими сделано так много, что до сих пор многое из их наследия не опубликовано.
В таких условиях опыт духовного сопротивления чаще всего оставался неизвестным, потаенным, а порой открывался совершенно неожиданно. Об этом рассказала Юлия Бродовская, литературовед, специалист по творчеству Марины Цветаевой. На конференции она читала доклад о неопубликованной переписке двух духовных дочерей прот. Сергия Булгакова — сестры Иоанны Рейтлингер и монахини Елены Казимирчак-Полонской. Сегодня эта переписка вышла в издательстве Преображенского братства отдельной книгой «Богу шоры не нужны». В советское время и мысли не возникало о том, что эти письма могут быть опубликованы. Известный литературовед Ирма Кудрова получила их после многих лет знакомства с обеими монахинями, а потом передала Юлии.
В завершение презентации Анна Лепехина, сотрудник издательства Преображенского братства, рассказала о том, как готовился сборник конференции. По словам Анны, «Богу шоры не нужны» — не единственная книга, изданная по итогам конференции помимо сборника. Сейчас готовится к выходу в свет первый том переписки свящ. Михаила Шика и Натальи Дмитриевны Шаховской-Шик, о которых на конференции рассказала их дочь Елизавета Михайловна. Одна из старейших участниц конференции отошла ко Господу в апреле 2014 года. Ее горячее желание опубликовать удивительную переписку ее родителей, длившуюся почти тридцать лет, стало своеобразным духовным завещанием Преображенскому братству. Анна Лепехина считает, что не случайно эту тему поднимает сегодня именно православное братство. Это тоже некоторый шаг духовного сопротивления беспамятству в нашем народе.