22 ноября в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялась защита магистерской работы к.филол.н. доцента Д.М.Гзгзяна «Парадоксы морального универсализма и систематика христианской этики», выполненная на кафедре философии и гуманитарных дисциплин.
Исходным материалом для исследования послужил курс христианской этики, который Д.М.Гзгзян читает в СФИ, а также многообразная литература, имеющая отношение к исследуемой проблематике.
В основе работы лежит противопоставление двух типов морального универсализма: формальной этики, разработанной И.Кантом и этики ценностей, развитой в трудах М.Шелера и Н.Гартмана. Автор продумал возможные следствия каждого из указанных подходов и продемонстрировал, что ни один из них не в состоянии удержаться в рамках своих собственных установок. С другой стороны, каждый из указанных подходов приобретает свое подлинное значение в рамках христианской этики, которая существенно переосмысляется в работе с позиций этического универсализма. Поводом для такого переосмысления выступает необходимость ответа на критику христианства со стороны Ницше и следующих за ним философов вплоть до современных.
Как отметил зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ к.филос.н. Г.Б.Гутнер, тема морального универсализма - одна из самых обсуждаемых в современной философии. В 60-е и 70-е годы прошедшего столетия универсальная мораль рассматривалась как форма идеологии, порожденная в локальных социокультурных условиях, но навязываемая всему человечеству. Эти обвинения вызвали ответную реакцию, в результате чего стал раскрываться потенциал универсальной этики, связанный с ее реальным общечеловеческим характером. Научная значимость работы заключается в том, что в ней демонстрируются слабости морального универсализма, однако, вместе с тем, указывается на его еще не реализованные возможности.
Выступавшие члены ученого совета СФИ также указывали на педагогическое значение работы, которая с одной стороны позволяет систематизировать преподавание предмета, прояснить его смысловые акценты, а с другой - является «примером аргументированного, свободного, неожиданного рассуждения о христианской этике, важного для христианской педагогики в целом».
По итогам защиты работы Д.М.Гзгзяну присуждена степень магистра богословия, работа рекомендована к публикации.