"Портал-Credo.Ru": О. Георгий, как Вы считаете, насколько серьезно на ситуации в РПЦ МП сказалась смерть Патриарха Алексия II и связанная с этим стремительная смена церковного руководства?
Священник Георгий Кочетков: Сейчас рано еще об этом говорить, потому что на 100 % неизвестно, кто будет преемником. В любом случае, перемена первых лиц - в любой Церкви, в любом обществе, в любом государстве - это всегда какая-то новая эпоха, что-то принципиально новое. Что-то, может быть, будет лучше, что-то хуже, но это в любом случае серьезная перемена.
Мы сейчас знаем только одно: что закончился один патриарший период со своими акцентами, со своими особенностями, со своими надеждами и разочарованиями - и начинается какой-то другой, с новыми надеждами, с неизбежными в будущем разочарованиями. Это обычно, это путь всей земли.
- Как бы Вы могли охарактеризовать главные вехи патриаршества Алексия II? Какие с ним были связаны надежды?
- Надежды были связаны, прежде всего, с тем, чтобы в новых условиях жизни общества (а было ясно в 1990-м году, что общество будет жить по-новому) Церковь возродилась, чтобы она осуществила лучше свое призвание, не потеряв ничего из того, что было накоплено за страшный период советской истории. Была надежда не только на восстановление храмов, монастырей, семинарий, но и - прежде всего - на возрождение душ человеческих, веры в народе, который пришел в очень тяжелом экономическом, духовном и материальном состоянии к исходу ХХ века.
- Скажите, насколько эти надежды оправдались?
- Тут возможны разные суждения. Кто-то ведь, Вы знаете, восхваляет это патриаршество, очень высоко его ставит, представляет чуть ли ни как лучшее за всю историю. Кто-то очень скептически может относиться.
Еще не пришло время для оценок. Всегда нужно, чтобы был какой-то исторический промежуток. Чтобы можно было посмотреть хоть немного со стороны, когда будет меньше эмоций, временных влияний на оценки. Человеческий фактор очень силен, его нужно минимизировать для того, чтобы эти оценки давать.
Господь будет судить прошедшее время и все, что люди делали в этот период, а мы, народ, будем смотреть по плодам, по тем переменам, которые произойдут в будущем, это важно.
- Очевидно, что в патриаршество Алексия II установились необыкновенно тесные контакты руководства Церкви и государства. Некоторые рассматривают это как отрицательную сторону его деятельности - государство стало оказывать слишком большое влияние на Церковь: элементы того, что называется "сергианством", довольно сильно проявились в патриаршество Алексия II именно такой зависимостью Церкви от светской власти.
- Конечно, не мог маятник не качнуться в противоположную сторону. В советские времена, как все мы хорошо помним, было невозможно никакое влияние Церкви на государство, наоборот - государство слишком сильно влияло на Церковь, особенно на все, что касается ее внешней жизни. Оно старалось и внутреннюю жизнь ее не оставлять без своего влияния.
Конечно, когда маятник отпустили, с одной стороны, было ясно, что само общество и государственные деятели хотят как-то исправить то, что было, потому что чувствуют свою вину перед Церковью. Кто и как - это вопрос другой, но все-таки это было, и это озвучивалось. С другой стороны, Церковь, видимо, немножко тосковала, особенно церковное руководство, по тем временам, которые были прерваны насильственно революцией 1917 года. Так что это было неизбежно - поиск путей, новых отношений. Это будет еще устаиваться, меняться и с одной, и с другой стороны. Я думаю, что это неизбежно.
- А как бы Вы могли прокомментировать избрание Синодом Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Кирилла? Это произвело на многих в Церкви шокирующее впечатление.
- Тут не так много было вариантов. Если говорить объективно, откровенно, заранее можно было только предвидеть всего 2-3 варианта. И, может быть, митрополит Кирилл - это лучший вариант, постольку его главная задача - подготовить Собор.
А кто может готовить Собор? Во-первых, тот, кто не допустит никаких крайностей. Это владыка Кирилл может. Он не будет здесь в растерянности. Конечно, важно определить церковную процедуру собрания, собирания самого Собора. Это очень сложный вопрос, не все здесь определенно и известно.
Важно, чтобы Церковь оставалась Церковью. Я думаю, что именно как организатор и как человек, который может все согласовать с государственной властью и сохранить вне расколов Церковь, - в этом плане фигура митрополита Кирилла, наверное, лучшая. А дальше посмотрим.
Конечно, шансы избрания самого митрополита Кирилла на патриарший престол тем самым резко возросли. Кому-то это, наверное, будет очень нравиться, кому-то нет. Но сейчас нет бесспорных фигур. Значит, в любом случае будут как те, так и другие.
- Сейчас есть такое мнение, что на ближайшем Соборе очень серьезное влияние на выборы Патриарха окажут украинские епископы, поскольку их количество очень сильно возросло за последнее время. Не секрет, что в Украине митрополит Кирилл не пользуется большой популярностью ввиду его политики резкой конфронтации и сопротивления автокефалии Украинской Церкви, сторонники которой есть и в среде Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Как Вы расцениваете эту ситуацию?
- Тут мне трудно что-то комментировать, потому что я немножко по-другому вижу, скорее, чувствую ситуацию. Не хватает информации, данных.
То, что украинских епископов стало очень много, - это слава Богу. То, что они будут влиять, это понятно, но вряд ли кто-то будет избран с Украины. Потому что там все-таки есть внутреннее желание сохранить свою идентичность и как-то двигаться к автокефалии или какой-то еще большей автономии (я уж не знаю, правда, куда больше). Многие из украинских архиереев будут рассматривать избрание Патриарха скорее как внутреннее дело России, хотя Русская Церковь - это не только Россия.
- По новому Уставу РПЦ МП, который, правда, был принят с нарушением предыдущего Устава, получается любопытная ситуация. Конечно, выборы Патриарха произойдут на Поместном Соборе. Но по новому Уставу (он, кстати, до сих пор не зарегистрирован в министерстве юстиции и фактически нелегитимен с точки зрения чисто юридической) решения Поместного Собора должны быть утверждены Архиерейским совещаением. Как Вы рассматриваете такую парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, вся власть принадлежит Поместному Собору, но делать его решения правомочными должна структура рангом ниже?
- Этот вопрос как раз сейчас является одним из главных спорных вопросов в Церкви. Видимо, хотелось как-то вернуться к опыту Собора 1917-18 гг. - тогда тоже была такая двойная структурная схема управления. Поместный Собор предлагал, обсуждал, вырабатывал итоговый документ, но, в конечном счете, все документы должны были утверждаться Советом архиереев.
Это вопрос сложный. Поживем - увидим. Я не думаю, что будут какие-то большие конфликты, какие-то расколы, разногласия. Я думаю, что все будет подготовлено и пройдет достаточно благочинно и по уставу.
- Вы в свое время много общались с будущим митрополитом Кириллом. Что Вам особо запомнилось в личности митрополита?
- Прежде всего, это человек очень талантливый, умный, образованный, целеустремленный, способный к решительным действиям и поэтому иногда чуть-чуть жесткий. Но многое изменилось с тех пор. И я думаю, что сейчас на первом месте будут не личные индивидуальные свойства, а какие-то другие факторы.
- Если митрополит Кирилл станет Патриархом, насколько изменятся формы взаимоотношений между Церковью и государством в России? Ведь в отличие от Алексия, который был очень спокойным, предсказуемым, митрополит Кирилл, по мнению многих, чрезмерно импульсивен, зависит от эмоций, далеко не всегда адекватен и предсказуем, что, наверное, не очень нравится светской власти. Ей гораздо удобнее иметь дело с людьми более предсказуемыми. Как тут может сложиться?
- Я не думаю, что будет что-то сделано для того, чтобы следующим Патриархом стал человек непредсказуемый. Владыка Кирилл, мне кажется, все-таки вполне умеет держать себя в рамках. У него большой опыт - огромный опыт - и он знает, где и как надо действовать, что говорить, чего не говорить. Я не думаю, что будут какие-то проблемы, конфликты.
Беседовал Владимир Ойвин,