В центре внимания философии Н.А. Бердяева, по его собственному признанию, - человек, раскрытие смысла его бытия, а через это и познание Бога: «Основная идея моей жизни есть идея о человеке, о его образе, о его творческой свободе и творческом предназначении. Тема о человеке есть уже тем самым тема о Боге».
Его размышления направлены на то, чтобы поднять человека на ту высоту, на которой только и может жить человек. Именно в этом и заключается реализация свободы, данной человеку - стать личностью: «Личность не тождественна индивидууму. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. Личность есть реализация в природном индивидууме его идеи, Божьего замысла о нем».
Индивидуум превращается в личность через любовь. Не быть поглощенным собой, быть обращенным к другому человеку есть основное условие существования личности. Именно поэтому становление личности - процесс мучительный и болезненный: «Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли».
Человеку невероятно трудно осуществить свою свободу не как произвол и самоволие, а как осознанное полагание всего своего существа на преодоление любой внешней обусловленности и выход за пределы объективированного отношения к миру и человеку. Это всегда означает прорыв за пределы собственного существования к Богу, а значит и к человеку. И это всегда таинственно и нерасторжимо связано со смертью: «Основной трагизм существования личности в нашем мире в том, что личность неразрывно связана со смертью. И это потому, что личность по существу, по идее бессмертна, вечна. Но победа над смертью есть вместе с тем и принятие тайны смерти. Реализация личности есть также реализация общения, преодоление того уединения, которое влечет за собою смерть. Любовь сильнее смерти. Общающиеся в любви расстаются, но это расставание при всем его трагизме лишь извне, из объективированного мира есть смерть. Изнутри это путь жизни».
Возможно, потому Н.А. Бердяев так остро ощущал свою непонятость, что его творчество ставит человека перед выбором - принять или отвергнуть это как категорический императив самому себе. Однако именно в наше время, после тотального уничижения и уничтожения в XX веке достоинства человеческой личности, мысли Бердяева обретают особую рельефность, раскрываются во всей своей пророческой полноте и настойчиво взывают к реабилитации человека через реализацию личности в себе самом.