В минувшее воскресенье, 29 марта, в Тульской библиотеке прошел вечер памяти матери Марии (Скобцовой). Для многих туляков это была первая встреча с наследием удивительной христианки, явившей новый образ святости, пророческого призвания и богословия, вошедшей в число поэтов Серебряного века, оставившей след в политической жизни России революционных лет и своей мученической кончиной вписавшей строку в историю Второй мировой войны и историю Церкви. Творческий путь поэта Елизаветы Кузьминой-Караваевой, церковный путь монахини в миру Марии (Скобцовой), драматическая история основанного ею «Православного дела» и трагедия в концентрационном лагере Равенсбрюк легли в основу литературно-музыкальной композиции, подготовленной творческой группой «Резонанс» из Рязани. Стихи и письма, иконы и вышивки, воспоминания современников и родных позволили рассказать о ее поисках, потерях и обретениях.
Несколько десятилетий назад мать Мария говорила, что когда-нибудь она обязательно вернется в Россию, всего один день проведет в Москве и отправится ходить по городам. «И вот я вижу, как сбывается это пророчество...» - для доцента РГГУ и СФИ Анны Шмаиной-Великановой приглашение в Тулу стало неожиданностью. «Я не помню ни одного упоминания этого города в наследии Матери, но это неважно. В разных местах происходят ее встречи с людьми». Выступление Анны Ильиничны не было докладом, скорее - рассказом о том, что близко и важно и для нее, и для слушателей.
- Канонизация матери Марии прошла через шестьдесят лет после ее смерти. Это ни о чем не говорит, ни о плохом, ни о хорошем - все это внешнее. Подобные сроки скорее говорят о состоянии общества, а не о святом. Мне кажется в случае с матерью Марией важно не то, что этой канонизации препятствовало, и что, в конце концов, ее осуществило. И ее неизвестность, то, что ее не видели в упор и ее мировая известность. Как ни парадоксально, но существует и то и другое.
Канонизация сама по себе еще не выводит человека из забвения, подчеркнула Анна Ильинична. В мире святых православной церкви прославлено более трех тысяч человек. По сравнению с миллиардами, населяющими нашу землю, это очень немного. Мы могли бы находиться в личном общении с каждым. Но, к сожалению, девяносто процентов остаются для нас только именами в календаре. Это означает, что их память остается в тайне церкви, но не в культуре и не в обществе.
Что же касается матери Марии, с ней случилось не так. И это уже совсем не случайно, это ее собственная заслуга: она действительно сама идет нам навстречу. Каким образом? Очень просто - она много писала. В ней произошло воцерковление «Серебряного века». Ей удалось выразить неустаревающую невозможную новизну христианства на языке русской культуры.
Один из гостей вечера священник из Архангельской епархии рассказал, что много лет назад его первая встреча с наследием матери Марии оставила сложное впечатление:
- Мне трудно было принять ее образность, ее слова о том, что она хотела бы оказаться буквально растоптанной бедняками. Но потом пришло понимание - речь шла о евангельском образе зерна, которое должно погибнуть, чтобы принести плод. Ее жизнь действительно стала таким зерном.
Более полусотни людей, пришедших на вечер памяти, получили возможность не только услышать рассказ о матери Марии, но и увидеть репродукции ее работ, приобрести сборники богословских статей, другую духовную литературу. Для многих этот вечер стал настоящим событием, открытием наследия новомучеников и опыта русской эмиграции, сохранившей свободу и явившей миру обновленный лик Церкви.
Мария Носкова, Марина Писаревская