Архимандрит Зинон: "Иконописец не художник"

  • 28 апреля 2009 в 10:00:00
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 705
  • 0
 

Творения иконописца Зинона, ревнителя древних византийских традиций, известны всему христианскому миру. Иные возносят мастера аж до высот Андрея Рублева...

Встретиться с монахом непросто. Сам он не жалует журналистов, к тому же извечно в "трудах праведных" и в последние годы в основном за границей. Однако нам повезло: накануне Пасхи корреспондентов "Собеседника" мастер пригласил "на леса" - под своды реставрируемого венского Свято-Николаевского собора, одного из крупнейших православных храмов Западной Европы.

"Мои иконы - для молитвы"

- Думаю, сегодня никому не надо доказывать, что Воскресение Христово полностью изменило весь ход истории, - говорит монах-иконописец. - Родилась новая реальность - Церковь, из которой течет река воды живой и которая подает нам плод Христовой любви - Евхаристию, таинство, когда верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа, а через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

- Вы, как художник, обладаете, по-видимому, каким-то особым взглядом на все эти вещи?

- Я не художник - иконописец.

- Есть разница?

- Огромная. То, что я создаю, предназначено не для простого созерцания, а для молитвы. В помощь и облегчение молитвенного соединения с Богом. Поэтому далеко не всегда совпадают взгляды на икону искусствоведа и человека молящегося: узко видеть в ней, скажем, один из видов народного творчества или памятник искусства. Икона являет! Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней. Например, преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте его иконы...

- Со всеми иконами возможны подобные чудеса?

- Боюсь, что нет. Посмотрите, что творится в наших храмах сегодня: люди молятся перед чем угодно, церкви наполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие из них и даже целые иконостасы написаны так, что только мешают молитве. Человек должен молиться благодаря иконе, а не вопреки, об этом почему-то порой забывается.

"Троица" не должна быть на конфетах"

- Любой ли художник может стать иконописцем? Что для этого требуется?

- Прежде всего желание и способности. Но, как и всякому серьезному делу, церковному искусству нужно учиться. Долго, упорно, с полной самоотдачей. Лет пятнадцать потребуется, самое малое. Это если нет предварительной подготовки.

- Диплом художественного училища, как у вас, плюс бесспорный?

- Минус! С мирским багажом еще дольше придется учиться. Надо избавиться от навыков светского искусства, они сильно мешают. Конечно, нужно изучить много древних икон, сейчас такая возможность есть. Это у древних иконописцев под рукой почти ничего не было, все писали по памяти. Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась. Большинство древних икон раскрыто сравнительно недавно. Поэтому сейчас нам приходится проходить тот же путь, которым следовали русские иконописцы после принятия Русью христианства. Образцами им служили византийские иконы, для нас сейчас - всё древнерусское наследие.

- Но согласитесь, что искусство XII века воспринимается в XXI неоднозначно. Не опасаетесь, что современник чего-то все-таки недопоймет?

- Увы, даже многие священнослужители убеждены, что каноническая икона трудна для восприятия простым народом и ныне в ограду церкви принимается практически все. Сейчас то, что пишется в Москве, например, - это же чистое безобразие большей частью. Особенно, конечно, "хороша" всем известная продукция церковного комбината "Софрино"...

- Чем же?

- Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются.

- Техника пришла на помощь иконописцам - это плохо?

- Техника много вреда принесла церковному искусству. Я заметил, что люди приходят в Третьяковскую галерею, скользят по бесценной "Троице" Андрея Рублева вполне равнодушным взглядом и ничего особого в ней не видят. Уж настолько примелькалась эта икона... "Спасибо" техническому прогрессу. И на марках почтовых, и на открытках, и даже на конфетных коробках - повсюду тиражируется великое церковное творение. Грустно это...

- С другой стороны, далеко не каждый приход может позволить себе рукотворные иконы. Не редкость, когда где-то в глубинке люди вместо иконы используют цветную фотографию. Не от хорошей жизни, понятно, но что делать?

- Известный русский иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее по определению быть не может.

- У вас есть ученики?

- Нет.

"Деньги и святость - разные вещи"

- Почему у вас нет учеников?

- Да как Вам объяснить... Приходят ко мне так называемые ученики, в глазах лихорадочный блеск: хотят постичь тайны иконописи, да как можно быстрее. Для чего? Да чтобы тут же начать зарабатывать большие деньги. Такие покрутятся два-три месяца возле меня, уедут куда-то, потом глядишь - у них уже самостоятельные заказы, а зарабатывают так, что мне и не снилось. Ко мне же дорогу забыли. Посмотрел я на это и однажды решил: всё, хватит! Не надо мне больше никаких учеников. Толку от таких все равно не будет.

- Есть противоречие между "большими деньгами" и творчеством иконописца? Сами-то как относитесь к деньгам?

- Никак. У меня всегда были деньги, потому что потребности небольшие. Многие мне попросту ничего не платили. Никаких гонораров я, как правило, не получаю. Сколько дают, столько беру. В монастыре и вовсе бесплатно писал, потому что жил там на всем готовом.
- И вам неважно, кто обращается: олигарх-нефтяник или полунищий приход с просьбой написать иконостас в храме?

- Ну, если я знаю, что люди бедные, то могу и просто так написать. Но вот приходят некоторые, просят сделать нечто достойное, а предлагают за работу копейки... Я соглашаюсь, а потом смотрю: ба, да у этого священника автомобиль-иномарка в несколько десятков тысяч долларов ценой!.. Вот и задумываешься над природой людской - на что деньги жалеют, а на что нет. Машина лет через пять превратится в кучу негодного железа, а на иконостас - это же на века! - денег, получается, нет... Странно мне это.

- И как поступаете в таких случаях?

- Работаю. А как отказаться: найдут какого-нибудь мазилу, он храм испортит. Сплошь и рядом сегодня можно увидеть такое "творчество": иконописью назвать нельзя, а выбрасывать на помойку ведь грешно... Материальная сторона в нашем деле не главное. А если ты к тому же иконописец... Времена всегда непростые. Нужно держать себя в рамках, законов Божьих не нарушать. Все, что надо, придет. Непременно.

Михаил Сердюков

Собеседник

http://www.religare.ru/

-->

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)