В конце апреля в Санкт-Петербурге состоялись две научно-практические конференции, тематика которых позволяет объединить их под одним названием - «Музей и церковь». 21-23 апреля конференцию по теме «Христианская иконография и символика в западноевропейском и русском изобразительном искусстве» проводил Государственный музей истории религии, а 23-24 апреля - философский факультет Санкт-Петербургский государственный университета вместе с Государственным Эрмитажем и тем же Музеем истории религии организовал конференцию, посвященную проблемам отношений музеев и церкви.
В конференции, посвященной христианской иконографии и символике, участвовали музейные работники и преподаватели ВУЗов. В докладах рассматривались, в основном, иконографии отдельных библейских сюжетов и персонажей или их деталей - от Св. Троицы до антихриста. Кроме того, вниманию участников были предложены проблемы современного храмостроительства и иконописания. С большим интересом был выслушан сопровождавшийся показом видеоматериала доклад проф. Свято-Филаретовского института А.М. Копировского , который проанализировал использование традиционной и новой иконографии в работах инокини Иоанны (Рейтлингер) (111-летие этого замечательного «иконного живописца» отмечалось накануне).
Конференция завершилась заседанием круглого стола, посвященного исключительно проблемам современного христианского искусства. На нем было отмечено, что «средневековье» советского тоталитаризма еще дает о себе знать, в частности, в подмене понятия канона - гибкой и сложной системы, связанной с определенным художественным языком, - схемой и стилизацией. В дискуссии приняли участие люди по-разному относящиеся к вере и церкви; среди участников было несколько православных священников Санкт Петербургской епархии РПЦ.
Следующая конференция, проводившаяся в СПбГУ, была своеобразным продолжением предыдущей, причем при значительном расширении состава участников (на пленарном заседании присутствовали также студенты). Далеко не все предполагавшиеся участники из других городов смогли приехать, поэтому прозвучало чуть более половины намеченных докладов, но и этого оказалось достаточным для того, чтобы показать разнообразие мнений и подходов к теме «Музей и церковь». От Свято-Филаретовского института с докладом «Кризис современной иконописи как одно из последствий конфликта музеев и церкви» выступил проф. А. М. Копировский.
К сожалению, церковнослужителей было очень немного, они присутствовали не на всех заседаниях и, что существенно, представляли только Русскую православную церковь, хотя проблемы сохранения и, главное, возвращения национализированного церковного имущества касаются верующих других конфессий и религий. Собравшиеся услышали об острых музейно-церковных конфликтах, подобных ситуации в Рязанском кремле (И.Г. Кусова), но также и о плодотворном сотрудничестве церковных и музейных работников в Санкт-Петербурге, Кирово-Чепецке, Сыктывкаре и других городах. Уже действуют самостоятельные церковно-археологические музеи, которые, не дожидаясь реституции церковных ценностей, сами собирают, реставрируют и хранят произведения церковного искусства, и т.д.
Итогом конференции также стал круглый стол, проведенный в Государственном музее истории религии. Он выявил значительное расхождение во взглядах на проблему возврата художественных ценностей и даже на их происхождение (некоторые музейные работники декларировали, что для них искусство и религия несовместимы, хотя называли себя при этом... верующими). Тем не менее, проведение подобной конференции можно приветствовать хотя бы в качестве одного из первых шагов, способствующих как изменениям в отношении к церковному искусству каждой из сторон, так и совместной работе музеев и церкви.