28 июня в Дивеевском монастыре завершила свою работу VI Международная научно-богословская конференция «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России», начавшаяся 25 июня в Санкт-Петербурге. Организаторами конференции стали Фонд прп. Серафима Саровского, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви, Санкт-Петербургская духовная академия при участии Российской академии наук, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской епархии Русской православной церкви, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, Фонда «Память мучеников и исповедников XX века». Конференция собрала более 100 участников со всех концов России и из стран ближнего и дальнего зарубежья. От Свято-Филаретовского православно-христианского института в конференции принял участие преподаватель СФИ М.И. Зельников.
В центре обсуждения стояли три темы, соответствующие названиям трёх секций: «Вклад Православной церкви в становление и развитие российского общества и государства», «Русское монашество и формирование национальной культурной традиции», «Восстановление памяти о новомучениках в церкви, обществе и государстве».
Особую церковную атмосферу на конференции создавала ежедневная совместная молитва её участников. Началась конференция с литургии в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга и завершилась литургией в Троицком соборе Дивеевского монастыря у раки с мощами прп. Серафима.
Одной из самых интересных стала секция, посвященная памяти новомучеников, на которой были представлены новые, ранее неизвестные архивные материалы.
Из доклада ведущего научного сотрудника Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, д. ист. н. М.В. Шкаровского участники конференции узнали о знаменитых новомучениках Санкт-Петербургской епархии, связанных с братством Александро-Невской Лавры, а также о современных проблемах подготовки канонизации новомучеников и исповедников ХХ в.
Псаломщица храма Феодора Стратилата д. Мартюхи (Вяземского района Смоленской обл.), д. биол. н. монахиня Ангелина (Нестерова) сделала сообщение о св. прав. Алексее Южинском (Медведкове) (1867-1934). Рассказывая о жизни отца Алексея, она процитировала его высказывание о православной жизни эмиграции: «В видимой церкви есть невидимая церковь, тайная церковь, в ней люди нищие духом, живущие благодатью и ходящие по воле Божией. Во всех приходах и во всех юрисдикциях такие люди имеются. Ими жива и эмиграция по милости Божией». Докладчица предложила конференции ходатайствовать о канонизации в РПЦ о. Алексея, уже прежде причисленного к лику святых Константинопольским патриархатом.
О репрессиях верующих с 1918 по 1951 гг. на основании материалов Пермского государственного архива новейшей истории рассказала аспирантка кафедры новой истории Пермского государственного педагогического университета, главный специалист отдела информации, публикации и научного использования документов Пермского государственного архива новейшей истории И.С. Шилова. Докладчица указала, что хотя процесс закрытия доступа к следственным делам в архивах и начался, но пока он идет медленно, и призвала в связи с этим всех присутствующих собирать информацию репрессированных именно сейчас: «Сейчас наступил тот период, когда еще есть возможность собрать необходимую информацию, сделать её достоянием общественности, чтобы ее проанализировать и прийти к определенным выводам. И полагаю, что на сегодняшний день институтом для возрождения духовности в нашей стране может быть и должна стать РПЦ, других вариантов для развития у нас нет».
Преподаватель СФИ, кандидат физ.-мат. наук, бакалавр богословия, М.И. Зельников сделал доклад об особенностях совершения богослужений по опыту новомучеников и исповедников российских. Он отметил, что в условиях прямого духовного противостояния злу богослужение исповедников веры, «приобретая значительную свободу в формах своего внешнего обрядового выражения, само становилось подвигом и с большой силой выявило духовно-смысловую основу традиционного уставного богослужения - его способность укреплять веру и собирать Церковь через чтение Священного писания и горячую проповедь, через общенародное пение и общую братскую ответственность за него и клира, и мирян. В этом отношении богослужение новомучеников и исповедников было чрезвычайно действенным, став не просто символическим, а реальным выражением приобщения верующих ко Кресту и Воскресению Христову. При этом часто исповедники веры намеренно уходили от излишней роскоши и помпезности византийского обряда, стремясь сохранить в богослужении лишь те внешние формы, которые служили исповеданию веры».
Настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников веры и благочестия Санкт-Петербургской епархии прот. Владимир Сорокин в своем выступлении затронул важный вопрос о том, кого и при каких условиях можно назвать исповедником веры. Он также напомнил собравшимся слова исповедника веры, профессора СПбДА, в прошлом члена Псковской православной миссии, прот. Ливерия Воронова о том, что все пострадавшие за веру Христову не нуждаются в «реабилитации» государственными органами: как верные служители Божии, они должны почитаться Церковью независимо от того, какого мнения о них придерживаются государственные структуры.
Многие докладчики делились размышлениями и практическим опытом использования жизнеописаний новомучеников в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. В своем докладе прихожанин Никольского храма г. Шарьи Костромской области В.П. Овчинников отметил, что «о новомучениках нельзя писать как о минералах или бабочках, бесполезно сохранять память об их именах, если у нас не будет любви к этим людям».
В дискуссии на эту тему М.И. Зельников отметил, что без практического усвоения нашей церковью опыта новомучеников и исповедников, «их имена в календаре будут оставаться абстрактными, а память о них будет бесплодна и не сохранится в будущих поколениях». Прот. Владимир Сорокин подчеркнул, что нельзя превращать память о новомучениках и исповедниках ни в очередную «развлекательную» тему, ни в какой-то «культ страданий». Он отметил, что «надо обязательно говорить о том, за что именно они шли на страдание... в XXI в. нельзя ограничиваться одними красивыми словами».
Все важные вопросы, поставленные на конференции заслуживают общецерковного обсуждения. В дальнейшем планируется выпуск сборника материалов конференции.