На днях совпали два события: первое заседание президентской комиссии «по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» и открытие после ремонта одной из станций московского метро с восстановленной строкой старого гимна «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил», замазанной при Хрущеве. И то, и другое, да еще в самый канун торжественно отмечаемой семидесятой годовщины начала Второй мировой войны, можно рассматривать как элементы и внутренней, и внешней политики.
Хвала Сталину в московском метро, вызвавшая большой общественный резонанс, - это показательный тест. Причем тест не только для общества, что очевидно имели в виду организаторы демарша, но в первую очередь для политических элит. Характерно как то, что никто пока не взял на себя личную ответственность за допущение публичного восхваления Сталина, так и то, что политики выжидают, не торопясь давать оценки проиcшедшему. Это прежде всего касается основных партий, вступивших в борьбу за места в Мосгордуме. Только «Яблоко» выступило с четкой позицией, дав жесткую оценку Сталину и его периоду в истории страны, и осудив демарш московских властей.
Популярность личности Сталина в российском обществе весьма велика - это показал год назад телевизионный проект «Имя России», а сейчас демонстрирует обсуждение в блогосфере. Сталин - ядро, квинтэссенция всей советской истории. Симпатия к нему среди людей, подавляющее большинство которых родилось после смерти диктатора, - это результат не столько активности государственной пропаганды, сколько ее пассивности и непоследовательности. Это и манифестация принципа примата интересов государства над интересами отдельных личностей, даже если счет этим личностям идет на миллионы.
В последние годы власть все более настойчиво культивирует советский - читай сталинский - миф в сознании граждан. Внимание все больше акцентируется на величии страны и ее достижениях во времена Сталина, включая прежде всего ускоренную модернизацию экономики и победу в Великой Отечественной войне.
Для граждан в сталинском мифе большое значение имеет антиэлитистский компонент, связанный с «личной скромностью» диктатора и постоянно проводившимися им чистками политических элит. Миф о Сталине как о советском царе, жестком сначала по отношению к другим царям и к своим боярам, а уж потом по отношению к народу, парадоксально сочетает в себе провластные и антивластные элементы. В этом смысле, как выражение недовольства нынешней административной элитой, народный миф о Сталине сродни ваххабизму в мусульманских республиках Северного Кавказа.
Общей в элитном и народном мифах о Сталине является внешнеполитическая составляющая. Даже в пору жесткой критики Сталина говорилось о его преступлениях во внутренней политике, но внешняя политика всегда определялась не как сталинская, а как советская - миролюбивая, справедливая и пр. Краеугольным камнем постсоветской идеологии является миф о советском народе-освободителе, ценой колоссальных жертв принесшем миру спасение от «коричневой чумы».