В Санкт-Петербурге искали основания подлинного общения

  • 28 сентября 2009 в 00:00:00
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 666
  • 0
 

24 сентября в Санкт-Петербурге в культурно-просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери прошла конференция «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»: общение и община в современном мире». Конференцию организовало Свято-Петровское малое православное братство при поддержке прихода храма Феодоровской иконы Божией Матери.

Первым был прочитан доклад преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Д.Я. Калугина «О некоторых особенностях понятия «общего» в русской культуре при переходе к новому времени». В нем на основании письменных исторических источников, охватывающих период со времени крещения Руси до современности, прослеживалось, как наполнялось содержанием это понятие. Так, по мнению докладчика, определяющее влияние на понимание «общего», «общности» оказало христианство: общность христиан, основой которой является общая вера во Христа. Уже в X в. было понятно, что она является результатом постоянных усилий людей, причем важная роль придавалась праведности князя (царя). Общность не статична: она может как созидаться, так и разрушаться в результате действия греха и ереси. Поэтому, например, в корпусе древнерусских текстов о новгородских еретиках часто встречаются предостережения «не общитеся с ними, не дружитеся с ними»: с людьми, утратившими общую веру, нельзя создавать и поддерживать общность. По мнению докладчика, в современном обществе -- «обществе локальных сетей и локальных отношений» -- общность возникает внутри ограниченного круга родных, друзей, коллег, которые общаются в основном с помощью технических средств коммуникации. При этом фундаментальное «общее» оказывается «скомпрометированным, слишком общим, и поэтому оно никого не трогает».

Доклад к.филол.н. Н.Ю. Сахаровой († 2006 ), в течение 25 лет собиравшей и возглавлявшей небольшую общину при СПбДА, «Что значит сегодня быть миссионерской церковью в России? Экклезиологические и личные размышления» (выступление на конференции 1995 г.) был представлен её мужем И.В. Сахаровым, членом той же общины. В докладе говорилось о важности появления в церкви новых, свободных, не вписанных ни в какую структуру и при этом не замкнутых на себя сообществ, свидетельствующих о Воскресшем Христе. По мнению автора доклада, «такие «экклезиальные хороводы» или «хороводные церковные цепочки» не обязательно имеют название и организационные формы. Иногда это просто дружеские группы, регулярно встречающиеся между собой, служащие средой, в которой вырастают новые поколения (не в возрастном понимании этого слова) активных христиан. Такие дружеские церковные группы включают в себя в качестве друзей и священников, и даже иерархов (хотя и не по чину и не по месту служения). Подлинно экклезиальные и свободные группы и цепочки не знают замкнутости. В них передается опыт неформального, не организованного свыше церковного общения и единения... Веяние и веление времени - в том, чтобы увидеть и выявить эти цепочки, эти экклезиальные хороводы, а также в том, чтобы их создавать и ширить».

Генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге Мишель Обри, предупредив, что здесь он выступает в первую очередь как представитель католической общины «Эммануэль», затронул тему отношений между общиной и церковной иерархией. «Если христианин один -- он в опасности, - так начал он своё сообщение. -- Образ Моисея, которому братья поддерживали руки во время сражения с амаликитянами, -- вот образ общинной жизни». Мишель Обри подчеркнул, что иерархия католической церкви видит свою задачу в том, чтобы не отказывать возникающим снизу духовным движениям в праве на существование, а поверять их истинность, их соответствие церковному преданию. Докладчик назвал 4 критерия, принятых на настоящий момент католической церковью для оценки мирянских движений: согласие с верой Церкви; присутствие плодов Святого Духа: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал 5:22-23); согласие с авторитетом церкви и принятие ее решений; использование харизмы движения для строительства и назидания церкви.

Председатель Свято-Петровского малого православного братства В.В. Коваль-Зайцев в своем докладе «»Братство любите» (1 Пет 2:17). Сретенско-Преображенское православное братство как попытка жить вместе в современной церкви. Взгляд изнутри» рассказал об истоках появления братства и некоторых аспектах его современной жизни. Особое внимание слушателей привлекли представленные в докладе десять «принципов борьбы за Церковь», сформулированные основателем Преображенского братства, тогда еще Ю.С. Кочетковым,  и опубликованные в 1978 г. в «Вестнике РХД» под псевдонимом Н. Герасимов. Рассказав о традиции общинного движения в православной церкви, к которой восходит опыт Сретенско-Преображенского братства, и отметив важность подлинного глубокого общения для членов братства, В.В. Коваль-Зайцев выразил благодарность санкт-петербургским священникам, которые в трудное время гонений на братство вели с ним плодотворный диалог. «Мы надеемся, что тот опыт, который мы накопили, не останется востребованным исключительно в нашей среде, но что он пригодится всей церкви, потому что все это мы делали и делаем ради нее», - сказал в заключение докладчик.

Конференция завершилась круглым столом на тему «Возможна ли община в посткоммунистической России?» с участием настоятеля собора Феодоровской иконы Божьей Матери, главы Издательского совета епархии прот. Александра Сорокина, настоятеля Благовещенского собора г. Шлиссельбурга прот. Евгения Горячева, свящ. Дмитрия Симонова из храма Богоявления на Гутуевском острове и В.В. Коваль-Зайцева. Все участники согласились друг с другом в том, что существование общины возможно. Однако дальнейшая дискуссия показала, что под словом «община» они понимают разные вещи: от «приходской общины», под которой понимается наиболее активная часть прихода, до общины как «единственного полноценного способа существования христианской церкви, призванной выявить основную суть Церкви как общения во Христе». Во время обсуждения были затронуты вопросы взаимоотношений приходской и неприходской общины на одном приходе, «организации» и «рождения» общин, необходимости или неизбежности появления общин на приходе и др. Подводя итоги дискуссии, ведущая круглого стола к.филол.н., магистр богословия Ю.В. Балакшина отметила важность того, что, несмотря на разницу в мнениях, состоялся настоящий диалог, и есть надежда, что и в дальнейшем возможно его продолжение и углубление.

Анастасия Наконечная

Информационная служба Преображенского братства

-->

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)