«Сила православной миссии должна быть прежде всего в любви»

  • 24 октября 2009 в 00:00:00
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 715
  • 0
 

Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: «Пойди немного впереди меня». Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: «Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?» Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: «Спасайся, трудолюбец, спасайся». Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: «Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?» «Я вижу, что ты трудишься», - отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: «Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти». И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: «Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком». И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: «Злое слово, - говорил он, - и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».

Житие преподобного отца нашего Макария Египетского

Интервью с духовным попечителем Преображенского братства, ректором СФИ проф.-свящ. Георгием Кочетковым

Вопрос: Сейчас в прессе активно обсуждаются поправки к закону о свободе совести и религиозных объединениях. Вот выдержки из проекта, вызвавшие наиболее бурный протест: «Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации... Запрещается осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими специального документа». Не могли бы Вы это прокомментировать?

Свящ. Георгий Кочетков: Это, конечно, более чем странно, потому что миссия всегда предполагает свидетельство об истине, которое носит личный характер. От личности к личности - с этого уровня начинается всякая миссия.

Да, миссионерская деятельность всегда регулируется государством, и по этому поводу не может быть никаких сомнений и никаких возмущений. Не будь этого - на первом месте будет тот, у кого больше денег или больше опыта распространения своего взгляда на жизнь, короче говоря, у кого лучше поставлен пиар, в т.ч. черный, у кого лучше разработаны политтехнологии или реклама. Государство, конечно, позволить себе этого не может. Любое государство охраняет ту иерархию ценностей, плодом становления которой в духовном, религиозном и общественном сознании, также как и на личностном уровне, является оно само. Но регулируя, государство не должно подменять собой, своим законом, внутренний закон миссии.

Миссия - это внутреннее побуждение совести. Ограничить миссию - значит покуситься на свидетельство совести другого человека. Очень важно понимать, что государство может и должно иметь свои предпочтения, давать кому-то большие возможности, кому-то меньшие, но не может кому бы то ни было навязывать миссионерский язык и миссионерское действие и не может запрещать человеку свидетельствовать о своей внутренней святыне, даже если она не совсем подходит для данного государства. Государство может поддерживать миссию, может её не поддерживать, или даже сдерживать, но эта сдержанность должна носить более духовный и диалогический характер. Она не должна быть плодом административного или какого-либо другого насилия.

Вопрос: Каким же образом тогда государство может сдерживать деятельность таких сект как, например, сатанисты?

Свящ. Георгий Кочетков: Любые секты, если они нарушают закон, должны отвечать перед законом. Не за то, что они секты, а за то, что нарушают закон. А просто быть сектой - это не преступление. Государство должно бороться за целостность сознания, традиции своего народа, но оно в принципе не должно «бороться с сектами». Да, секты могут не нравиться, потому что их наличие действительно дробит народ и снижает духовный уровень сознания и ответственности его частей . Но стремление к тому, чтобы государство объявило: единственно верным является такое-то учение, а все остальное - секты, и их надо постепенно выживать, бессмысленно и бесплодно. Так никогда не будет. А поставленное в такие условия даже действительно истинное учение станет неистинным.

Вопрос: Но ведь это стремление появилось не на пустом месте: в обществе сегодня очень силен иррациональный страх перед одним лишь словом «секта», часто употребляемым и по поводу, и без повода.

Свящ. Георгий Кочетков: Если рассматривать граждан, как маленьких детей, то проще всего пугать их разного рода страшилками. Среди таких страшилок в нашем обществе существует и имеющее не научный, а скорее негативно-оценочный характер понятие секты. Но это недостойная вещь. Не случайно люди стараются друг друга не обижать, даже если не согласны в вопросах веры - внешне недоказуемых, имеющих только внутреннюю убедительность или основательность.

Эта опора на внутреннюю убежденность и есть миссия, живое свидетельство сердца, и тут христианство, православие должно быть на первом месте. Оно должно быть сильно не внешними средствами, не поддержкой государства и государственных органов, официальной или неофициальной. Сила православной миссии должна быть прежде всего в любви. В древности, познакомившись с христианской жизнью, люди говорили: «Смотрите, как они любят друг друга». Именно это было убедительно. Все остальные свидетельства могут иметь лишь вспомогательный характер или вовсе быть недостойными.

Вопрос: Мы говорим, что один из приоритетов нашего движения - православная миссия. Что мы как движение можем сказать о миссионерской деятельности сейчас?

Свящ. Георгий Кочетков: Что она находится в загоне, в кризисе и что она требует возрождения на основании любви, веры, уважения свободы другого человека, каких бы на сегодняшний день убеждений он не держался, на каких бы позициях не стоял. Ведь можно убедить человека разными способами. Но самое глубокое убеждение связано с тем, что человек открывает свое сердце истине, и тогда начинает к ней приобщаться.  Тому, кто хочет, тому, кто ищет, нужно помочь этот путь найти, при этом и никого не насилуя, и никого не отторгая. В противном случае это будет не миссией, а административным напором или духовным насилием.

В конце концов, если мы хотим, чтобы люди  шли, скажем, не к протестантам, а к православным, нужно научиться быть более убедительными. Проявляйте больше любви и уважения к свободе другой личности, к свободе другого человека. Проявите свои качества, и пусть это будет трудно и не быстро, но вы победите. Да, в это можно вложить много лет, здесь нужно самопожертвование, без этого ничего не получится.

Вопрос: Как Вы думаете, в православной церкви сейчас есть такие ресурсы?

Свящ. Георгий Кочетков: В Церкви всегда есть такие ресурсы. Другое дело, проявляют они себя или нет. Можно стимулировать их появление и раскрытие, или, наоборот, подавлять их и разрушать. Вот в чем вопрос. Мало интересоваться миссией, мало миссионерствовать: в церкви всегда стоит вопрос - как ты миссионерствуешь, какими методами ты пользуешься, на чем строится твоя миссия. Потому что есть много разных «любителей миссии», но одни люди строят свою миссию на насилии  или клевете, на «дружбе против кого-то», а другие - на открытом свидетельстве о Божьей любви, прощении, милосердии, служении, самоотвержении и других прекрасных вещах, содержащихся в христианской традиции, христианской проповеди, а значит и в нормальной миссии как христианском свидетельстве. Давайте будем показывать другим пример миссии. Тогда нам не придется никого подавлять в том числе и с помощью государства.

Информационная служба Преображенского братства

-->

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)