Мы знаем о беседе Старца с одним Архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал Старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, ещё молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбуждённо отвечал: "Я им говорю: ваша вера – блуд; у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь".
Старец выслушал это и спросил: "А скажите, отец Архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?" – "Это-то они веруют". – "А Божию Матерь чтут они?" – "Чтут, но они неправильно учат о Ней". – "А святых почитают?" – "Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?" –"Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?" –"Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы что это за службы после наших; какой холод и бездушие". –"Так вот, Отец Архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера - блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что её надо исправить, и тогда всё будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасёмся милостью Божиею... Бог есть любовь, а потому и проповедь должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас и не будет пользы".
(Цитируется по изданию "Старец Силуан. Жизнь и поучения", изд-во "Воскресение", 1991, с. 60)
Так получилось, что у меня много знакомых христиан из разных конфессий, течений, деноминаций, Церквей или сект, кто как это обозначает и разумеет. Я настаиваю лишь на главном: мои знакомые – христиане, потому что любят Христа и надеются на спасение через веру в Него и жизнь по воле Божьей во Святом Духе. Среди них есть и представители кафолических церквей (к коим кроме православных отношу католиков и лютеран), есть и пятидесятники, баптисты, адвентисты, пресвитериане, методисты, некоторые харизматы. Там, как и везде, есть верующие "всерьез", всю жизнь полагающие на проповедь Евангелия, а есть верующие "по возможности", но у тех и других есть одно преимущество перед нами – большинством российских православных: их крещение и их вера им дорого стоят.
И за это, простите мне иронию, они должны быть нам благодарны. Редкий епархиальный миссионерский отдел не предупредит о страшных сектах, покушающихся на свободу, психику и имущество сограждан. Вот случай, рассказанный мне одним христианином, пастором большой пятидесятнической Церкви. Его прихожанка, школьная учительница, возвращалась домой поздним зимним вечером и увидела в темном дворе лежащую на снегу пьяную женщину. Она подняла несчастную и лишь в освещенном подъезде увидела, что они из одной учительской. После горячего чая товарка рассказала причину всех несчастий, которые она топит в стакане уже долгое время. Знающая учительские беды не понаслышке хозяйка поинтересовалась: просила ли она помощи у Бога, может, ходила в храм? На что услышала, что ходила в православный храм и не нашла там участия в своей судьбе. "Ну не к вам же, сектантам, идти!" - допивая чай, сказала она и попрощалась.
Не буду рассказывать истории о том, как дети (православные или неверующие) отворачиваются от неправославных христиан-родителей или родители – от неправославных христиан-детей. Школьник из баптистской или пятидесятнической семьи, признавшийся о вере своей и своих родителей, бывает гоним и одноклассниками, и учителями. Православный такого "благословения" от ближних, за которое Христом обещана награда, удостаивается только за бескомпромиссную жизнь и горячую проповедь.
Второе "сектантское" преимущество связано с первым. Дорогостоящая вера имеет особую силу свидетельства. "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему..." (Рим.1:16) Другой знакомый пастор рассказывал, как его, после многих лет тюрем и лагерей умирающего от туберкулеза в последней фазе, так же на улице кто-то подобрал. Он пришел в себя только в какой-то квартире, где три дня над ним непрерывно молились пять человек, как оказалось, баптистов, то вместе, то по очереди. Когда случилось чудо и смерть отступила, он не знал, на что тратить вернувшуюся жизнь и взмолился: "Если Ты меня спас, дай мне другую жизнь". "У меня даже кличка в зоне была – Бес, – рассказывал он мне. – В первый раз я сел в 14 лет и больше 20 лет провел в зонах за несколько ходок. На свободе, смертельно больной, я мечтал только о том, что вернется сидевший со мной вор в законе и как-то устроит меня, чтобы дожить". Сейчас мой знакомый возвращает "долги": он подбирает на улице бездомных и приводит к себе домой, чтобы рассказать о Христе. "У тебя же дети! Ты не боишься хотя бы того, что эти грязные бичи их вшами заразят?" – спрашивают соседи. "Они не знают, что я их сам сперва мою в ванной, переодеваю в чистое, выбрасываю их лохмотья, а потом уже веду на кухню кормить и разговаривать".
Не присваивая себе задачу быть совестью нации и носителями национальной идеи, возможно, понимая свою миссию более частно, протестантские церкви проще нашего принимают и относят к себе слова Христа "Я же среди вас, как служащий" (Лк. 22:27) и, увидев боль, не обходят ее. Мой старый знакомый, с которым я несколько лет проработал на ТВ, узнал о Христе, увы, не от меня... И узнав, не смог пройти мимо кишащего беспризорниками подвала. Много лет после этого он дважды в неделю вместе с женой объезжал (и объезжает) все известные ему подвалы и теплотрассы с бездомными детьми (а это самая уязвимая часть бездомных) с горячим обедом, бинтами, зеленкой и собранной одеждой. Пройдя через все их беды, болезни, детские роды, убийства и самоубийства, он не мечтал о более благополучном служении для себя. Помог случай – об этом опыте узнали на одном из государственных телеканалов Голландии, сняли фильм, и в далекой стране начался сбор пожертвований для устройства детского дома на Урале.
Интересно, что когда я впервые пришел к бывшему сослуживцу на одну встречу христиан с беспризорниками – не буду описывать каскад впечатлений от этого посещения – мой знакомый так представил меня: "Вы спрашивали меня о православных, вот Олег из Русской православной церкви, мы вместе, они также любят Иисуса Христа и хотят (курсив автора) помогать бедным". Эти слова (и дела) – для меня пример понимания всемирной важности и личной ответственности за начатое служение Христу, за его качество и результат.
Вот еще одно тому свидетельство. Очень любящий Священное Писание и неплохо его знающий мой хороший знакомый христианин по дороге на поезд пришел в больницу навестить умирающего новообращенного брата из своей церкви. Тот ему на ухо: "Ты особо тут не распинайся, я уже отделил овец от козлов, вон тому деду в углу можешь еще что-то сказать, "гедеоновские" евангелия с холодильника забирай, они в другом месте больше пригодятся..." Мой друг испугался, ругать своего неопытного собрата не стал, понял, что за такое "свидетельство" надо отвечать вместе. "Я взмолился и начал говорить о Христе, понимая, что для исправления ошибки брата и свидетельства этим людям сейчас, возможно, отпущен последний шанс, с четвертого этажа тубдиспансера чаще всего уходят в морг. Три часа говорил, на поезд опоздал, но понял, что могу уйти, когда люди взяли евангелия и начали мне задавать вопросы". Это еще одна черта, которую церкви западного корня перенимают у Христа, кажется, лучше нас – жалость к людям (Мф 15:32, Мк 6:34, 8:2, 9:22, Лк 7:13, 10:33, 15:20).
Я уверен, что всякий, находящийся в общении с братьями по вере во Христа из других церквей, знает примеров, подобных приведенным мной, множество. Конечно, знает он (как и я) много примеров несовершенства, а то и греха. На мой взгляд, важно понимать, что сложившаяся на территории России ситуация христианской миссии и совместного существования церквей - сложная. Можно и нужно, конечно, каяться в совершенных грехах, которых было и, увы, есть много с обеих сторон. Миссионерская атака западных конфессий, полных святых намерений, по исполнению, как мы имели возможность удостовериться за эти годы, часто была контрмиссионерской. Примитивные аргументы против православия ("они поклоняются иконам и называют Марию Богородицей, святыми – людей... какие же они христиане?") породила реакцию православных неофитов с обвинениями, равными по оголтелости.
Но сейчас мы имеем такую ситуацию, которую перед всё возрастающим язычеством и вообще безбожием решать можно лишь в сугубо мирном духе. Свидетельствовать становится всё труднее, христианская миссия всех конфессий в кризисе и в основном по той причине, о которой нас предупреждал апостол: "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим 2:24).
К сожалению, приходится наблюдать, что мы перенимаем из миссии наших братьев не то, что стоит перенимать. Например, православные раздают бесплатные Евангелия на улицах Москвы прохожим – без научения вере и благоговению перед Писанием. В результате святыня оказывается брошенной на землю за ненадобностью. То устраиваем массовые крещения, то бездумно перекрещиваем инославных, уже крещеных во имя Отца и Сына и Святаго Духа, когда восполнить таинство просвещения по духу и смыслу нужно лишь миропомазанием, и т.п.
Как мне видится, сейчас миссия инославных переживает особое время, переломное. Насажденные в начале – середине 90-х годов мелкие церкви удерживаются лишь тогда, когда "прививаются" к конфессии, имеющей церковный опыт и минимальную кафоличность (если так можно назвать связь с протестантскими и неопротестантскими объединениями). Многие так называемые церкви разваливаются, а их члены теряют веру, не выдержав испытаний и не найдя поддержки в своей среде. Если мы верим, что Господь поручил нам быть Его свидетелями на этой земле, то взыскание таких погибших и погибающих – наше дело. Мы должны подойти к вере наших братьев с предельным уважением, запретив себе всякий взгляд "сверху вниз" на их веру и духовный опыт. Даже (или тем более) если их вера больна, полна суеверий и измышлений.
Олег Глаголев – студент Свято-Филаретовского православно-христианского института,
Екатеринбург
http://religio.ru/