«Главная задача в области катехизации -- создание общецерковной эффективной системы подготовки к крещению и дальнейшего воцерковления верующих» - эти слова из доклада архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия определили основной вектор работы того направления XVIII Рождественских чтений, которое в этом году поставлено на первое место – «Катехизация и таинства Церкви».
Пленарное заседание данного направления состоялось 27 января в конференц-зале гостиницы «Даниловская»; оно было весьма представительным – с докладами выступили пять епископов.
По общему мнению участников, таинство крещения в современной Церкви нельзя совершать без оглашения (подготовки к нему). То обстоятельство, что далеко не во всех храмах и епархиях это осознается, является отголоском советского атеистического времени, когда подготовка к крещению, как и любая просветительская церковная деятельность, были уголовно наказуемым деянием.
«Катехизация сегодня должна стать делом всей Церкви», -- сказал в своем докладе архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, подчеркнув, что речь идет как о священнослужителях, так и о мирянах. По его мнению, «полноценное воцерковление невозможно без общинной жизни», поэтому каждая приходская община должна стать «миссионерской средой». Архиепископ видит три приоритетные задачи в подготовке человека к принятию крещения: в процессе катехизации «открыть человеку живое слово Евангелия», сформировать христианское мировоззрение и помочь войти в «живой опыт церковной жизни». Он подчеркнул, что необходимо «научиться говорить» с современным человеком, избегая «схоластических схем, заскорузлого языка». Каждая предложенная методика катехизации, каждый удачный опыт должен обсуждаться соборно, отметил докладчик.
«Сейчас катехизация – один из самых насущных и, в то же время, пререкаемых вопросов нашей церковной жизни», -- начал свой доклад епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Причина неприятия катехизации кроется не только в инерции советского прошлого, но и в «потребительском отношении» к Церкви, которую часто воспринимают как «магазин ритуальных услуг», в котором катехизация рассматривается как «досадная нагрузка». Нет быстрых способов для введения повсеместной катехизации, отметил епископ, предстоит «рутинная работа на много десятилетий». Но уже сейчас можно предпринять ряд шагов: в обучении будущих пастырей уделять особое внимание необходимости катехизации; проводить серьезную исповедь и хотя бы минимальные огласительные беседы перед совершением крещения; благоговейно, не сокращая, совершать чинопоследование таинств; строить как можно больше храмов, особенно в спальных городских районах, с тем, чтобы создавать «настоящую приходскую жизнь»; привлекать мирян, в том числе – на штатной основе к катехизаторской работе.
Роли мирян в создании общецерковной системы катехизации был посвящен доклад епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, который он назвал «Мирянин-катехизатор – ближайший помощник священнослужителя в деле духовного просвещения». Говоря о том, как сегодня реализовать «апостолат мирян», опираясь на опыт древней Церкви, на решения Поместного Собора 1917-1918 гг. и на наработки отдельных общин, епископ Аристарх также подчеркнул первичность задачи создания приходской общины. «Ответственность лежит на общине: духовенстве и мирянах, которые должны осуществлять миссию и катехизацию вместе», -- сказал он. Развивая эту мысль, докладчик предложил «преодолевать неразвитость внебогослужебной жизни» на приходе, работать над созданием приходской детской, молодежной среды, организовывать социальное служение, устраивать общение с церковными психологами, семейными консультантами и т.д. Он подчеркнул, что к каждому из этих служений необходимо специально готовить мирян, давая им при этом и начальное богословское образование. Кроме того, докладчик обратил внимание на вопрос о подборе мирян для катехизаторской работы: необходимо учитывать «личную и духовную зрелость», моральные качества кандидата, который своей личностью и работой должен осуществлять «презентацию христианства». «Апостолат мирян – это один из выходов из кризисной ситуации в области катехизации и миссии», - завершил епископ.
Архиепископ Курганский и Шадринский Константин в докладе о «собирательном и образовательном аспектах литургии» отметил среди прочего, что в организации православного социального служения на приходах, образовательной и научной деятельности можно использовать опыт инославных христиан. «Здесь поучиться у них не грех», -- сказал выступавший, подчеркнув в то же время, что православные христиане «должны трезво остановиться перед чуждым духовным опытом» и «не ставить на одну доску прп. Сергия Радонежского и Франциска Ассизского, акафист и Розарий, православную молитву и католическую медитацию».
Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, подробно рассказал участникам Чтений о подготовке самого необходимого для общецерковной катехизации пособия – нового Катехизиса РПЦ.
Далее теоретическими соображениями и практическим опытом катехизации на приходе делились священники из разных епархий РПЦ. Так, протоиерей Евгений Горячев (Санкт-Петербургская епархия) проанализировал доводы, которые часто приводят его собратья по служению, не желающие заниматься катехизацией. О. Евгений рассказал, что он, имея более чем 15-летний опыт катехизации, отвечает клирикам, которые крестят без подготовки «страха ради смертного, или в надежде, что «благодать потом все сделает», или якобы из-за необходимости литургического поминовения такого «крещеного, но не просвещенного» человека. «Если бы мы в течение 20 лет вводили людей в Церковь, как надо, может, сейчас все было бы по-другому и, например, вопрос о введении ОПК не стоял бы так остро», -- предположил о. Евгений. Он уверен, что добиться повсеместной катехизации можно только «сверху», через указы и циркуляры священноначалия.
Далее работа направления продолжилась в секциях и семинарах, которые детально разрабатывали различные аспекты столь насущного для всей Церкви дела катехизации. На конкретных примерах обсуждались содержание, формы и методы оглашения, используемые в епархиях, сроки оглашения; особенности катехизической работы с восприемниками и родителями крещаемых детей и т.д. Работа по данному направлению продолжится в «Даниловской» 28 января.
Юлия Зайцева
www.blagovest-info.ru