В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения

  • 24 февраля 2010 в 18:47:34
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 750
  • 0
 

 

20 февраля 2010 г. в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялась XVI ежегодная научная конференция студентов и молодых преподавателей «Сретенские чтения»

На традиционную студенческую конференцию «Сретенские чтения» в СФИ собралось более 160 человек из 19 городов России, Белоруссии, Молдавии и США. Свои доклады представили студенты девяти учебных заведений. Работу конференции освещал православный телеканал «Союз».
Открывая конференцию, проректор Свято-Филаретовского института Д.С. Гасак, обращаясь к преподавателям и студентам СФИ, а также к гостям, отметил давние добрые отношения Института с представителями высших духовных и светских учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска и других городов. Он передал традиционное приветствие ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова: «Для нас всегда большая честь и радость проводить эту конференцию в своих стенах. Но самое главное — это наше общее продвижение вперед по пути служения Богу и людям, ближним нашим, и церкви нашей, и всем тем, кто ищет Бога, и кто стремится в жизни своей жить по-Божески и по-человечески».
Пленарное заседание открыл доклад преподавателя СФИ и сотрудницы тверского филиала РГГУ Л.В. Крошкиной «Проблемы языка гомилетической проповеди в традиции церкви». В своём сообщении Лидия Владимировна поставила проблему качества и соответствия жизни современной внутрицерковной проповеди. Еще в начале XX в. ряд богословов говорили о кризисе проповеди, а на Поместном соборе 1917-18 гг. этот вопрос был одним из центральных. Согласно определениям Собора, проповедовать в церкви следует как можно чаще, и это могут делать не только дьяконы и священники, но и благочестивые миряне. При этом проповедников необходимо готовить. На вопрос, как это делать, докладчица ответила, что это возможно только на живых примерах. Л.В. Крошкина также отметила, что поскольку проповедь – это всегда непосредственное взаимодействие проповедника и собрания, то её проблемы невозможно решать вне экклезиологического контекста, т.е. вне проблем собрания, в котором эта проповедь звучит. Поэтому разговор о качестве проповеди – это разговор не только о подготовленности проповедника, но и о подготовленности слушающих его.
Экклезиологическую тему продолжил в своём докладе «Рецепция экклезиологических воззрений протопр.  Николая Афанасьева в богословской мысли второй половины XX в.» студент СФИ Н.В. Клюев. Одним из ключевых постулатов протопр. Николая он назвал определяющую роль Евхаристии во внутреннем устроении церковной жизни. При этом он подчеркивал, что хотя в церкви и может быть иерархия даров и служений, они не отличаются по своей природе большей или меньшей благодатностью. Пространство Церкви в этом смысле не знает никакого разрыва, и в церковном собрании нет посвященных и непосвященных: все крещеные члены Церкви составляют единый народ Божий. Взгляды протопр. Николая Афанасьева оказали большое положительное влияние на целый ряд богословов XX в., таких как митр. Иоанн (Зизиулас), протопр. Александр Шмеман и др., но не избежали и определенной критики. Так, например, митр. Иоанн (Зизиулас) указывает на оставшуюся недоработанной у протопр. Николая проблему функционализма в вопросе церковных служений. Делая акцент на любви и общении в церковных служениях, митр. Иоанн утверждал, что «жизнь рукоположенного лица не самодостаточна, а соткана из отношений к бытию других».
Сообщение магистра богословия Н.Д. Игнатович «Крестовоздвиженское православное трудовое братство и оценка его деятельности государством и церковью (1889-1929 гг.)» было посвящено уникальному опыту воплощения евангельской жизни по вере, осуществлённому Н.Н. Неплюевым  в конце XIX  – начале XX века. В докладе была затронута история взаимоотношений братства с обер-прокурором К.П. Победоносцевым, митр. Антонием (Вадковским) и др. Н.Д. Игнатович также рассказала об отношении епископов, которые поддерживали деятельность братства и считали необходимым распространение его опыта по всей России. Среди них особо выделяется фигура епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), подвигу жизни которого и истории основанного им новгородского трудового братства был посвящен отдельный доклад выпускницы СФИ А.Г. Дмитренко на церковно-исторической секции. Наталия Дмитриевна рассказала о практике принесения обетов при вступлении в братство, а также о некоторых принципах, на которых основывалась внутренняя жизнь братства — духовного старшинства и просвещённости в вере. Ученый секретарь и преподаватель СФИ проф. А.М. Копировский обратил внимание присутствующих на недавно вышедшую в издательстве Преображенского содружества малых православных братств первую книгу серии «Беседы о братстве». Она включила в себя два сочинения Н.Н. Неплюева  —  "Голос верующего мирянина по поводу предстоящего собора" и "Путь веры".

После небольшого перерыва конференция продолжила свою работу по пяти секциям: миссиологии и катехетики, богословия и литургики, Священного писания и библеистики, религиоведения и философии, а также уже упомянутой церковно-исторической секции.
Наибольший интерес традиционно вызвала секция миссиологии и катехетики. Оживленное обсуждение сопровождало доклад, посвященный принципам катехизации в IV в. и критериям готовности катехуменов к Крещению. Начиная с III в. эти критерии начали становиться менее строгими и, как отметил преподаватель и зав. методическим центром по миссии и катехизации СФИ В.И. Якунцев, дальнейшее развитие этой тенденции привело к тому, что сегодня даже смертные грехи не являются препятствием для принятия Крещения. На секции также широко обсуждались особенности современной миссионерской проповеди. Заключительный доклад был посвящен преподаванию и формам миссионерской практики в СФИ, в основе которой лежит принцип личностного подхода и ответственности в общении с каждым человеком.
Всего на пленарном заседании и пяти секциях конференции прозвучало более 30 докладов, каждый из которых сопровождался многочисленными вопросами, свидетельствующими о живом интересе к поднятым в них вопросам. Завершилась конференция общей молитвой.
 
 
 
 

 

 

В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения В Свято-Филаретовском институте прошли XVI сретенские чтения

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)