Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской

  • 30 апреля 2010 в 15:47:55
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 755
  • 0
 

 

Повесть Лидии Корнеевны Чуковской «Софья Петровна» рассказывает о дрессировке страхом, о методе превращения человека в «ничто», рассказывает как технологии скотобойни внедряются в сознание человека и остаются там навсегда. Иногда — на несколько поколений. Софья Петровна — это сознательная позиция отказа от культуры, от желания размышлять, которая так актуальна для современности.

Эти размышления писателя и критика Самуила Лурье и писателя Владимира Корнилова вспоминали на встрече, организованной Благовещенским и Свято-Сергиевским братством. В часовне Свято-Филаретовского института было много гостей: Елена Цезаревна Чуковская — дочь Лидии Корнеевны, ее верная помощница, многие годы занимающаяся публикацией архива Корнея и Лидии Чуковских, автор многих комментариев и статей, посвященных их творчеству, друг и соратник А.И. Солженицына.  А также Ирина Пономарева из Архангельска — издатель повести Л. Чуковской «Софья Петровна», победитель всероссийского конкурса учителей «Урок на тему “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР“» в проекте музея-фонда А.Д. Сахарова.

Во вступительном слове ведущая встречи Татьяна Авилова сказала, что ее название неслучайно: многие сегодня живут, не осознавая вызова, обращенного к нам из недавнего прошлого. Лидия Чуковская писала: «Память — драгоценное сокровище человека, без нее не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума… Память о прошлом надежный путь к настоящему».

Именно связь с настоящим временем неоднократно подчеркивалась во время обсуждения. Лидия Чуковская в своей повести создала образ среднего советского человека, и то, что книга еще не нашла отклика у массового читателя, говорит как раз о том, что психология и «выучка» сталинского времени в сознании народа остались. По социальным опросам «Левада-Центра», сознание постсоветского человека осталось практически прежним, и нужно, чтобы сменилось несколько поколений, чтобы оно изменилось. Книги Лидии Чуковской восстанавливают нормы сознания.

 

 

 

Дочь писательницы Елена Цезаревна рассказывала о том, как они с матерью во время «оттепели» пытались изучить дело репрессированного в 1937 году мужа Лидии Корнеевны, физика-теоретика Матвея Бронштейна, и как обнаружили, что все следователи по делу Бронштейна не только живы, но даже занимают высокие посты. Так, одним из них был Г.Г. Карпов, возглавлявший с 1943 г. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. В конце своего выступления Елена Цезаревна с горечью отметила: надежда на то, что, благодаря таким тетрадкам, само время «всплывет в своей достоверности», не оправдалась, потому что от того времени осталось слишком мало таких «тетрадок».

Ирина Пономарева, чьими стараниями «Софья Петровна» впервые вышла в России отдельным изданием (Архангельск, 2008), отметила, что человеку бывает очень трудно узнать волю Божью, потому что она открыта и чиста. Но еще сложнее услышать то, что Лидия Корнеевна называет правдой о самом себе. А именно открытие правды о самом себе дает возможность узнать правду Божью.

 

 

Владимир Якунцев, продолжая эту мысль, сказал, что есть определенная закономерность в том, что правда, которая открывается, так трудно воспринимается. Откровение человека о самом себе — это откровение ада. Свт. Феофан Затворник говорил, что если бы человеку было сразу открыто, что на самом деле кроется в его сердце, что подмешано к мотивам его поступков, ему осталось бы только убить себя. Поэтому Господь открывает это человеку постепенно, по мере обретения им Надежды. Мещанство и посредственность всегда губили людей миллионами, миллиардами, они губят их и сейчас. Мир сей — это Вавилонская башня, которая строится и сегодня. Всегда есть ложные надежды, ложные лозунги, и есть те люди, которые готовы в них поверить. До конца восстать на неправду можно только, если у человека есть настоящая Надежда.

Для современного человека важно осознавать, что ситуация Софьи Петровны – это ситуация катастрофы, в которой может оказаться любой. Это запредельная ситуация отчаяния. Возникает вопрос: за что в этот момент держаться? Софья Петровна держится за пустоту, за пустые лозунги — и оказывается на грани безумия. Она есть то, что поэт Ольга Седакова называет человеком посредственным. Это всегда человек, которым можно манипулировать до бесконечности. Не имея опоры, он пропадает.

Именно потому и нужно задавать себе этот вопрос: что для тебя самое важное? За что ты будешь держаться? Авторская позиция в книге — ни в коем случае не позиция Софьи Петровны. С.А. Лурье писал, что Л.К. Чуковская была в нашем безумном мире воплощением нормы, ее призванием было восстановление правды. Сама она всегда опиралась на свои моральные представления, на представления о чести, достоинстве и справедливости, в которых ее воспитали.

Отец Иоанн Привалов сказал, что «Софья Петровна» — одно из немногих произведений русской литературы, в которых жизнь «на воле» в сталинские времена описана «по горячим следам». Оно перекликается с высказываниями Д. Бонхеффера и О. Седаковой о том, что бывают времена, когда люди глупеют, глохнут по доброй воле. Л. Чуковская — автор, опередивший время: она ожидает своего читателя в будущем. О. Иоанн отметил, что время Лидии Чуковской пришло: «Софья Петровна» должна стать «прививкой» для нас, для очищения нашей памяти и нашего разума.

Во время встречи аудитории были представлены слайды — фотографии семьи Чуковских, а Ольга Сушкова сопроводила их показ кратким рассказом об истории семьи и жизни самой Лидии Корнеевны. Ольга отметила, что Л. Чуковская, так или иначе, участвовала во всех важнейших событиях литературной и общественной истории нашей страны. Ее имя тесно связано с именами Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Иосифа Бродского, А.Д. Сахарова и многих других выдающихся личностей.

Также на встрече были продемонстрированы отрывок из аудиокниги «Софья Петровна», которую читает Ия Саввина в сопровождении архивных фотографий, отражающих атмосферу 30-х годов, и отрывок из одноименного фильма, в котором Софью Петровну играет Анна Каменкова. Этот аудио-видеоряд позволил всем присутствующим погрузиться в атмосферу книги, а Елена Цезаревна дополнила его своими воспоминаниями о судьбе повести и самой Лидии Корнеевны.

Елена Цезаревна рассказала о том, что повесть была написана зимой 1939-1940 годов и сохранялась в виде обычной школьной тетрадки. Судьба произведения оказалась на редкость драматичной. Тетрадь приходилось постоянно прятать от органов. Она чудом не погибла в блокадном Ленинграде. В 1962 году попытка издать «Софью Петровну» в издательстве «Советский писатель» была остановлена в последний момент по приказу сверху. Затем  без ведома автора  повесть была издана за границей, с изменением названия и имени главной героини. Только в 1988 году она была напечатана в журнальном варианте в «Неве». Так через 40 лет после написания появилось первое издание, а отдельной книгой в нашей стране повесть вышла через 70 лет.

Во время обсуждения многие отмечали, что ситуация Софьи Петровны — это попытка «убить память», чтобы начать жить снова, что люди и сейчас готовы зарыть голову в песок, чтобы ничего не слышать. Выступавшие говорили о том, то надо размышлять об этом, чтобы такого зла становилось все меньше, Важно понять, как говорить об этом людям? Нужно восстановить человеческое лицо. То, что сформировался тип человека, который не способен думать, — страшно. Еще страшнее, что такой человек жив и сегодня.

Затем разговор затронул тему покаяния, и в выступлениях было отмечено, что само слово «покаяние» сейчас зачастую вызывает у людей агрессивное неприятие, потому что это воспринимается как «навязывание вины». Многие не понимают, что такое покаяние, что оно в первую очередь — изменение сознания и изменение жизни, которое связано с тем, на что человек в своей жизни опирается.

В конце встречи Татьяна Авилова вспомнила, что Лидия Корнеевна называла близких ей по духу людей «братством». Братство для нее — это те, кто понимает и поддерживает. Действительно, только опираясь на «братство», можно выстоять и остаться верным слову, это невозможно в одиночку. «Слово — это поступок» — эти слова Л.Толстого Лидия Чуковская воплощала в своей жизни. А верность слову — это прежде всего верность правде, любви, Христу.

Завершающим аккордом встречи, негромким и волнующим, прозвучал голос самой Лидии Корнеевны — аудиозапись стихотворения «А рядом — боль моя лежала», посвященного рукописи «Софья Петровна», в исполнении автора.

Информационная служба Преображенского братства

Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской Время людей, не умеющих думать : встреча «Софья Петровна» Л.К. Чуковской

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)