Помнится было много споров о том, что такое «миссионерское богослужение» и с чем его едят и для чего оно нужно. Но, собственно, то богослужение, которое называется миссионерским это такое богослужение, за которым священнослужитель должен максимально использовать время богослужения для того, чтобы рассказать людям о том, что совершается в тот момент, когда мы собираемся в храмах для молитвы — о нашей вере, о Евангелии. Не хочешь проповедовать — кто тебе может помешать кроме собственной совести и правящего архиерея?
Для того, чтобы рассказывать людям об этом есть несколько возможностей. Но наиглавнейшей возможностью, и, я бы даже сказал, обязанностью предстоятеля литургии является произнесение проповеди сразу после чтения Евангелия. Это самое что ни на есть традиционное и укорененное в церковном предании место для проповеди, для истолкования Священного Писания. Ведь текст Священного Писания не живет сам по себе, он всегда воспринимается нами, истолковывается, и поэтому очень важно, что наше понимание Евангелия было именно таким, каким его понимает Сама Церковь. Увы, не везде есть такая традиция проповедания после Евангелия, увы, далеко не всегда это встречает понимание среди тех, кто считает себя православными христианами. Даже в этом, совершенно традиционном месте для проповедания слова Божиего некоторым видится мнимый модернизм и обновленчество. Все это свидетельствует о том, что уровень нашего восприятия происходящего еще нуждается в длительной корректировке, для того, чтобы научиться различать мнимое от действительного.
В нашем храме мы всегда стараемся проповедовать после чтения Евангелия. Сегодня я был на службе не в своем храме, но и на этой службе проповедь произносилась сразу после чтения Евангелия. Служил и проповедовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.