Третий день конференции начался с обсуждения острого вопроса: возможна ли катехизация детей? В своем выступлении священник Андрей Пинчук поделился живым опытом двух сельских общин, в которых воспитываются и окормляются дети-сироты. Отец Андрей отметил, что по его опыту в церкви остаются те дети, которым удалось найти для себя место в церковной молитве. Проблемой является то, что богослужение в современной форме совершенно не приспособлено к участию детей, а какие-нибудь благословленные священноначалием сокращенные чины для детей в РПЦ практически не известны.
Отец Андрей Юревич, ректор Лесосибирской православной гимназии, отметил, что у нас отсутствует «детское православие». После сообщения представителя Смоленской епархии Сергея Казакова о том, что в г. Смоленске уже много лет успешно служатся «детские литургии», чин которых благословил митрополит Кирилл, нынешний патриарх, а также работает православный детский сад и православная гимназия, участники конференции отметили, что даже успешные усилия наставников должны обязательно сочетаться с верой родителей. В ходе обсуждения также говорилось, что чаще всего при воцерковлении детей можно говорить не о катехизации, а скорее о предоглашении.
Выступление преподавателя СФИ Марии Дикарёвой было посвящено историческому обзору катехизисов Русской православной церкви. Автор доклада провела классификацию всех катехизисов по содержанию и адресату, отметив, что традиция составления катехизисов на Руси прервалась и возродилась с запада, в католической, схоластической парадигме, кроме катехизиса митрополита Платона (Левшина). М. Дикарёва также отметила новую тенденцию — появление специальных пособий или катехизисов для катехизаторов, что является важным шагом к возрождению катехизической традиции.
В начале круглого стола, посвященного проблемам возрождения катехизации в РПЦ, проф.-свящ. Георгий Кочетков призвал участников ответить на вопрос: почему прервалась традиция святоотеческой катехизации как на Востоке, так и на Западе, и как возрождать эту традицию?
По мнению прот. Василе Михока, одной из причин упадка катехизации с V века была концентрация всей деятельности церкви в руках клира. Упомянув о том, что крупнейшей Александрийской катехизической школой руководили миряне — Климент, Ориген, он сказал о необходимости «помогать всем обретать свое призвание в церкви», а также находить средства для организации катехизации и использовать для этого потенциал, который имеют православные братства.
О том, что «катехизация является выявлением смысла бытия церкви в этом мире, её природы» говорил проф. Давид Гзгзян. По его мнению, часто наблюдающийся сейчас в церкви «технологический» подход к катехизации, сводящий её лишь к «образовательным методикам», таит в себе опасность профанации. Много говорилось о проблеме соответствия сроков и качества катехизации церковным канонам в связи с особенностями современных оглашаемых, в частности, о трудностях воцерковления детей верующих родителей, а также об опасности отделения миссии от катехизации — в нормальном случае одно должно сразу же следовать за другим. Свящ. Иоанн Привалов сказал о том, что «не во власти катехизатора вызвать веру в другом человеке», ведь возникновение веры — «это всегда тайна личной встречи Бога и человека», во время катехизации происходит процесс «согласования веры, жизни и молитвы». В свою очередь Денис Туголуков, представитель ОРОиК, напомнил о важности исповедальной беседы со священником перед крещением.
Прот. Игорь Кропочев говорил о «дьявольской лжи», когда вместо сути воцерковления — вхождения человека в конкретную церковную общину предлагается лишь его форма — несколько бесед перед крещением. И миссия, и катехизация в нормальном случае предполагает поддержку миссионера и катехизатора общиной. С чего же начать катехизацию, если общин в церкви пока очень мало? О. Игорь предложил два решения: «повсеместно открывать миссионерские приходы» и использовать опыт и поддержку православных братств, «которые всегда были в истории церкви, например, на Украине».
В заключительном слове о. Георгий Кочетков выразил надежду, что эта конференция послужит делу возрождения полноты церковной жизни через катехизацию, соответствующую глубинным пластам православного предания. «Церковь наша должна снова стать церковью свидетельствующей», но этого духовного возрождения всех сторон церковной жизни можно будет достичь лишь через соборное усилие всех членов церкви.
Информационная служба СФИ