Нет в наличии!
Введите ваш email, чтобы получить уведомление о поступлении товара:


Уведомить Закрыть
Нет в наличии!
Введите ваш email, чтобы получить уведомление о поступлении товара:
Уведомить Закрыть

Прот. Александр Мень. Мировая духовная культура.

Прот. Александр Мень. Мировая духовная культура. QR Code Автор(ы): Мень Александр, прот.
Издательство: Фонд о. Александра Меня
Вес: 0.5 кг
Нет в наличии
150 руб.
Количество: Купить

Прот. Александр Мень. Мировая духовная культура.

Прот. Александр Мень. Мировая духовная культура. / М.: Фонд им. А.Меня, 2009. - 272 с.

Твердый переплет. Печать офсетная. Бумага офсетная. 

Книга включает в себя лекции, прочитанные протоиереем Александром Менем в 1989-90 годах. Текст подготовлен по магнитофонным записям.
В мировом религиозном спектре можно усмотреть и некое существенное единство. Оно определяется самой природой религии, которая опирается на живой опыт веры.
Вера же есть, прежде всего, состояние духа, рожденное переживанием реальности Высшего. В ней пробуждается особого рода интуитивное знание, совершается нечто подобное встрече, звучит таинственный призыв.
Человек отвечает на этот призыв: религиозные учения с их метафизикой и с их этикой являются такими ответами.
В них не только осмысляется мистическое видение веры, но и делается попытка установить "обратную связь" с той сокровенной Сущностью, которая коснулась человека своим веянием. 

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие

I. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

  • Истоки мировой духовной культуры
  • Духовные искания Азии
  • Конфуцианцы и даосы
  • Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм
  • Досократовская философия
  • Сократ. Платон. Аристотель
  • На пороге Нового Завета

II. НИКЕО-ЦАРЬГРАДСКИЙ СИМВОЛ.

  • Беседа первая (Символ)
  • Беседа вторая (Бог)
  • Беседа третья (Христос)
  • Беседа четвертая (Христос, окончание)
  • Беседа пятая (Дух Святой).
  • Беседа шестая (таинства)
  • Беседа седьмая (воскресение)

III. БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРА

  • Библия и апокрифы древности и средневековья
  • Библия и древнерусская литература
  • Библия и литература XVII века (Гроций, Вондел, Мильтон)
  • Библия и литература XVIII века
  • Библия и русская литература XIX века:
    Беседа первая (Жуковский, Пушкин, Хомяков, Тургенев, А.Толстой)
  • Беседа вторая (Достоевский, Толстой, Соловьев).
  • Библия и западная литература XIX века (Шатобриан, Флобер, Франс, Уайльд, Сенкевич)
  • Библия и литература XX века
    Беседа первая (Манн, Гауптман, Андреев, Мориак, Добрачинский, Панас, Булгаков, Пастернак, Блок).
  • Беседа вторая (Блок, Есенин, Белый, Волошин, Пастернак, Айтматов, Булгаков, Домбровский)
  • Беседа третья (Тураев, Куприн, Мережковский, Волошин, Бунин)

IV. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Предшественники Владимира Соловьёва
  • Владимир Сергеевич Соловьёв
  • Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие
  • Религиозно-философские взгляды Льва Николаевича Толстого
  • Встреча
  • Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус
  • Николай Александрович Бердяев
  • Отец Сергий Булгаков
  • Павел Александрович Флоренский
  • Семён Людвигович Франк
  • Георгий Петрович Федотов
  • Мать Мария

V. ДОМАШНИЕ БЕСЕДЫ

  • Церковь в истории
  • Надлежит быть разномыслию
  • Человечество Иисуса
  • О внутреннем шаге
  • Жизнь в Церкви
  • Роль Церкви в современном мире
  • Пасхальная Тайна Церкви
  • Власть Церкви
  • Беседа об искуплении
  • Встреча с Христом воскресшим
  • Последняя беседа

 ***

Предисловие

Книга состоит из пяти циклов лекций и бесед священника Александра Меня. Первые четыре из них представляют собой тексты публичных выступлений О. Александра в последний период жизни. Пятый цикл составляют домашние беседы конца 1970-х - начала 1980-х годов.

Темы этих циклов разнообразны: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. На первый взгляд соединение этих циклов в одном сборнике представляется чисто внешним. Однако, это не так. Оно так же не случайно, как не случайным является и то, что сам о.Александр прочитал их в совокупности. Вдумавшись в нее мы можем увидеть, что эти циклы бесед о.Александра сплетаются в единый венок циклов, также как и двадцать его книг, они представляют собой части единого строения. A слово, которое выражает это единство, - Христос.

Всю свою жизнь о.Александр проповедовал Евангелие Христа. Он делал это в проповедях, беседах, книгах. Собрание циклов бесед, вошедших в этот сборник, и есть Евангелие, как его возвещал о.Александр, причем данное в достаточной полноте. Особенностью его провозвестия является удивительно глубокое и многообразное видение истории мира и человека. Отец Александр не повторяет традиционных схем, но дает захватывающее зрелище религиозных поисков смысла мироздания, и показывает ответное действие Слова Божия в библейской истории Израиля, высшей точкой которого является приход Богочеловека, и, наконец, описывает новый уже христианский период исканий и прорывов к Истине в литературном и философском творчестве и в церковной жизни в присутствии живого Христа.

Первый цикл лекций дает драматическую картину "путешествия по кругам миросозерцаний ... к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется христианством".

Второй цикл лекций говорит о христианском учении. В нем О. Александр подчеркивает, что не столько Его учение, сколько Сам Христос является основой христианства. Ибо "христианство - не новая этика, а новая жизнь", жизнь со Христом, которая "приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом, это Новый Союз, Новый Завет".

В третьем цикле о.Александр рассказывает о библейском влиянии на мировую литературу. Ибо Христос через Библию и Церковь оставляет неизгладимую печать на всей современной культуре. "Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте и Мильтон, Палестрина и Бах - все это свет Библии, преломленный в многообразии культур и видов творчества".

Следующий цикл лекций - о деятелях русского религиозного возрождения начала ХХ века, осуществивших прорыв ко Христу сквозь мертвящую религиозную казенщину. Русская религиозная философия преодолела многовековой разрыв между новой европейской культурой и христианством, между трагической социальной действительностью ХХ века и Церковью. Но для этого ей пришлось дойти до сути христианства, как богочеловечества, как религии Союза Бога и Человека, как Философии Свободы, как Огня, низведенного с Неба на землю. Вот почему о.Александр, начиная этот цикл лекцией о Владимире Соловьеве и его предшественниках завершает его (за неделю до своей смерти) рассказом о матери Марии, которая кончает свой "евангельский подвиг" в газовой камере фашистского лагеря. "Святыми нашей культуры", "мужественными свидетелями Истины, исповедниками Евангелия" - называет о.Александр представителей русской религиозной философии. Христианский персонализм самого о.Александра и его художественный дар проявляются в этом цикле особенно ярко. Он не просто излагает учения выдающихся мыслителей, но одновременно живо рисует их образы.

Христос и его Церковь - тема последнего цикла, который в отличие от четырех предшествующих состоит не из публичных лекций последних двух лет, а из сокровенных домашних бесед в узком кругу учеников в катакомбных условиях застоя.

В них о.Александр говорит о самом главном для сегодняшних христиан: конца ХХ века, о встрече с воскресшим Христом и о жизни в Церкви, о Церкви, которая не есть только организация, общественный институт, но Тело Христово, Экклесия - собрание верных, призванных осуществлять Таинство присутствия Христа среди людей, свидетельствовать и проповедовать о Нем. Чтобы выполнить эту задачу, христиане должны научиться жить в Вере, Надежде и Любви, быть открытыми миру со всеми его проблемами, а не огораживаться от него, сделать следование за Христом не декламацией, а жизненной позицией и "углублять свой опыт таинств так, чтобы наше свидетельство было не свидетельством об идеологии, а о живом присутствии Бога в нас".

И если еще раз сформулировать кратко основную цель этого венка циклов, то она заключается в устранении двух, связанных между собой трагических разрывов: между культурой и христианством и между Церковью и живым Христом.

Вся предыдущая жизнь священника Александра Меня, его пастырский, богословский и писательский труд стали как бы подготовкой к тому, чтобы так ярко и подлинно публично свидетельствовать о Христе в течение этих неполных трех последних лет, т.е. делать то, о чем он мечтал всю жизнь. Он говорил об этом так: "Я чувствую себя подобным стреле, которую долго держали на натянутой тетиве. Я всегда делал то, что требовал мой долг, но масштабы были ограничены. Апостол Павел говорил: "Горе мне, если я не возвещаю Евангелие". Но теперь все мои мечты сбылись... "

Удар топора прервал этот полет ранним утром 9 сентября 1990 г. Но смерть бессильна перед истинными последователями Христа. Полет продолжается.

А.Белавин, декабрь 1994г.

Текст настоящего издания был подготовлен С. Домбровской, А. Андреевой и Т. Алкснитис на основе магнитофонных записей лекций и бесед О. Александра Меня, сделанных его слушателями и духовными детьми.