Роберт Готц. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом.
Готц Роберт. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом / Перевод с немецкого; науч. ред. П. Д. Сахаров. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. - 512 с.
Мягкая обложка. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Впервые в русском переводе издается известная монография Роберта Готца, посвященная проблемам развития богословия таинств в традициях христианского Востока и Запада (от новозаветного периода вплоть до 60-70-х гг. XX века), а также истории взаимоотношений этих традиций. Автор скрупулезно исследует аутентичные черты православного, католического и протестантского учений о таинствах в их развитии, уделяя особое внимание взаимным влияниям, которые указанные учения испытывали в силу различных исторических и иных перипетий.
Для всех интересующихся историей христианской традиции и богословием, в особенности богословием таинств.
Издание осуществлено при при поддержке организации ≪Акция солидарности Реновабис≫(RENOVABIS)
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие издателя
Предисловие к русскому изданию
Предварительные замечания
Благодарности
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ΜΥΣΤΗΡΙΟΝ И SACRAMENTUM
1. Три источника церковного понятия о таинстве
А. Понятие μυστήριον в Ветхом завете
Б. Понятие μυστήριον в Новом завете
В. Понятие μυστήριον и мистериальные культы
2. Μυστήριον как отношение между первообразом и его отображением. Влияние логики Платона
А. Влияние категорий Платона
Б. Крещение и евхаристия как главные спасительные обряды
Экскурс 1. Реальное присутствие и пресуществление
В. Таинство Церкви
3. Словоупотребление отцов церкви
А. Тайноводство (мистагогия) греческих отцов церкви
Б. Перевод μυστήριον словом sacramentum
В. Соотношение понятий μυστήριον и sacramentum
Часть I I . РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ТАИНСТВАХ
1. Расхождение путей Востока и Запада
2. О таинствах в целом
А. Аристотелевская революция
Б. Учение о таинствах Фомы Аквината
В. Мартин Лютер: экзистенциальное понимание таинств
Экскурс 2 . Opus operatum в понимании Лютера
Г. Учение о таинствах реформатов и Тридентского собора
Экскурс 3 . Тридентский собор о евхаристии
Часть I I I . ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ
1. Православные ≪Вероисповедания≫
А. Ответы патриарха Иеремии II виттенбергским богословам
Б. Ереси патриарха Кирилла I Лукариса
В. ≪Православное исповедание≫ митрополита Петра Могилы
Экскурс 4 . Дилетантская литургическая реформа патриарха Никона и ее последствия
Г. Иерусалимский собор 1672 г.
2. Признаки латинизации восточного учения о таинствах: латинствующая ≪надстройка≫
А. Латинские определения таинств
Б. Гилеморфическое истолкование чувственно- воспринимаемых элементов таинств
В. Причинно-следственное понимание воздействия таинств
Экскурс 5 . Первообразная или действующая причина? Борьба двух воззрений
Г. Условия спасительного воздействия таинств
1. Условия совершения
2. Условия восприятия
Экскурс 6 . Учение о ≪неизгладимой печати≫ на Востоке
Часть IV. ТАИНСТВА - ПРОДОЛЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ХРИСТА В МИРЕ СИЛОЮ СВЯТОГО ДУХА
1. Таинства с точки зрения новой православной экклезиологии
А. Стефан Остроумов и церковная догматика
Б. Отход от схоластики через возвращение к патристике
В. Евхаристия: ≪таинство таинств≫
Г. Церковь, таинство и организация как единое целое
Д. Определение таинств с точки зрения евхаристической экклезиологии
Е. Возвращение к космологическому мышлению греческих отцов церкви
Экскурс 7 . Экклезиологические определения II Ватиканского собора
2. Пневматологический аспект как существенный признак таинств
А. Действия Святого Духа как продолжение спасительного действия Христа
Б. Эпиклесис: всегда слышимая молитва
В. Роль священника и народа в эпиклесисе
Г. Эпиклесис как важнейшая составная часть каждого священнодействия
1. Освящение воды и его значение
2. Святой елей как носитель Духа
3. Церковь как Невеста Христова и ее свидетели
4. Степени иерархии
5. Елеосвящение и погребение
6. Освящение церкви и икон
Экскурс 8 . К истории споров об эпиклесисе
3. Число семь - символ целостности
А. Принятие седмеричного числа таинств на Востоке
Б. Восточные оговорки в связи с западным исчислением таинств
В. Так называемые сакраменталии с восточной точки зрения
Г. Толкование числа семь
4. В поворотном пункте развития
А. Реформирование евхаристических молитв
Б. Реформирование чина миропомазания
В. От ≪последнего помазания≫ назад к ≪елеопомазанию больных≫