Дезелерс Манфред, свящ. «И Вас никогда не мучила совесть?..» : Биография Рудольфа Хёсса, коменданта Освенцима, и вопрос его ответственности перед Богом и людьми / Пер. с нем. части 1 Е. В. Соколовой, части 2 О. С. Асписовой. — М. : Свято-Фила ретовский институт, 2022. — 480 с.
Мягкая обложка. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Священник Манфред Дезелерс подробно анализирует автобиографию Рудольфа Хёсса с опорой на философские наработки Рикёра и Левинаса, прослеживая процесс нарастания структур зла, расщепляющих мир на внутренний и внешний и превращающих жизнь в борьбу против врагов, которых нужно подчинить или уничтожить. Богословский вопрос сохранения «образа Божьего» в человеке, ставшем массовым убийцей, он связывает с библейским понятием «сердца», экзистенциального центра человека, открытого или закрытого по отношению
к Другому.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие 15
Введение 21
Часть 1. БИОГРАФИЯ
I . Вводная часть 29
1. Источники 29
2. Достоверность? 35
II. Основные этапы жизни 41
1. Католическое детство 41
2. Разрыв с родимым домом 47
3. Новый дом: товарищество Добровольческого корпуса 53
4. Пархимское убийство по приговору тайного сообщества 57
5. Тюрьма: осмысление 62
6. В «Союзе артаманов» 64
III. На службе в СС: самосознание и первые задания 73
1. Вступление в СС 73
2. Борман и Гиммлер 75
3. Самосознание СС 80
A) Хёсс: резюме 80
B) Фанатичность веры 80
C) «Орден СС» 84
D) «Мораль» СС 87
E) Концлагерь для врагов государства 91
F) Славяне 93
G) Евреи 96
H) Цыгане 99
I) Христиане 100
J) Верность фюреру 103
K) «Бог»? 108
4. В Дахау 112
A) Перед лицом «врага за колючей проволокой» 112
B) Сочувствие 114
C) «Плохие» и «хорошие» охранники 115
D) Каменная маска 117
E) Почему Хёсс не возражает? 119
F) Характеристики 122
5. Заксенхаузен 123
А) Фаза консолидации 123
B) «Суровые законы военного времени» 124
IV. Комендант Освенцима 129
1. «Моя главная задача» 129
2. Отношения Хёсса с сослуживцами по СС 139
A) «Товарищество» 139
B) Отношения с вышестоящими 140
C) Отношения с нижестоящими 146
Редкие случаи позитивного сотрудничества
(Шварц, Бишоф) 146
Враги (Кайзар, Грабнер) 148
«Свалка человеческого мусора» 155
«Фарс» товарищества 160
3. Отношение Хёсса к заключенным 161
А) Условия содержания 162
B) Использование рабочей силы 166
С) Управление заключенными 173
Идеал 173
Оправдания 175
Личное поведение Хёсса 177
Divide et impera! 179
D) Медицинские эксперименты 187
E) «Личные» заключенные 189
F) Незаконное обогащение? 194
4. «Окончательное решение» 198
А) Задача 198
B) Взгляд на жертв 206
C) Укоры совести 209
D) Продолжать вопреки всему 214
5. Личная жизнь 216
А) Идиллия 216
B) Жилое помещение 218
C) Фрау Хедвига Хёсс 221
D) Любовные похождения 222
E) Дети 228
F) Гомосексуальность? 231
G) Лошади 232
V. Конец 233
1. Крушение мира 233 2. Процесс над военными преступниками 238
А) Готовность давать показания 238
B) В Нюрнберге 239
C) В Кракове 242
D) В Варшаве 248 3. Обращение 252
A) Возвращение к человечности 252
B) Исповедь 255
C) Последний путь 259
Часть 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНА ЛИЗ
БИОГРАФИИ
Часть 2A. БОГ И ЗЛО. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
I. Вводная часть 265
II. Структура добра 267
1. Методический подход к изначальной доброте человека 267 2. Призвание к любви 271
A) «Праизначальная восприимчивость» 271
B) Лицом к лицу 273
С) Бесконечное искреннее желание 274
3. Мир «существующего» 278
A) Любовь воплощенная 278
B) Язык 284
4. Сосуществование в обществе 288
A) Уважение 288
B) Власть 291
5. Божественное измерение 294
A) «Оность» («ILLÉITÉ») 294
B) Мир как творение 296
C) Народ Божий 297
6. Умение умирать 298
III. Отпадение от добра 300
1. Зло существует 300
A) Как зло проявляет себя? 300
B) Причина возможности отступления от абсолютного
добра 302
2. Богоотступничество 304
А) Страх смерти, идущий извне 304
B) Отчаяние, внутренняя сторона страха 310
C) Удаленность от Бога 311
D) Свобода 313
IV. Структура зла 317
1. Господин и раб 317
2. БЫТИЕ как фундаментальный идол 319
3. Расщепление 322
4. Склонность ко злу и первородный грех 324
5. Идолическое отношение к миру 327
А) Власть чувственного 327
B) Идеология 330
6. Идолическое отношение к человеку 334
А) Попытка обеспечить себе приятие 334
B) Попытка исключить бесконечное измерение с помощью
«овеществления» 338
C) Попытка элиминировать Другого 342
7. Идолическое отношение к Богу 345
А) «Бог» в картине мира 346
B) «Бог» в религиозной практике 349
8. «Совесть», имманентная системе 352
А) Отключенный голос совести 352
B) Идолическая «совесть» изнутри 355
C) Идолическая «совесть» вовне 356
9. Разрушительное разрастание зла 359
V. Спасение 362
1. Притязание Бога 362
А) Укор совести 362
B) Встреча с Богом 366
С) Страх перед решением 368
2. Откровение Бога 371
А) Событие откровения 371
B) Передача откровения из поколения в поколение 375
C) Распознание греха 379 3. Обращение 383
А) Революция сердца 383
B) Вина и искупление 383
С) Á-Dieu 386
D) Прощение 388
E) Новый путь 389
F) После смерти? 392
4. Цивилизация любви 393
А) Мир, провозглашенный односторонне 393
B) Другая сила 396
С) Народ Божий 397
Часть 2B. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БИОГРАФИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВ
I. Вводная часть 401
II. Путь к приверженности идолам 402
1. Любовь предполагает любовь 402
А) «Доизначальные» отношения с Богом 402
B) Человеческое опосредование 403
C) Замкнутость 405
D) Ответственность 406
E) Злоупотребление религией 408
2. Освобождение 412
А) «Призвание» солдата 412
B) Огонь веры угасает 415 3. Решение 416
А) Кризис 416
B) Бегство в БЫТИЕ 417
C) Решение совести? 418
D) Новая ориентация 420
E) Но что же было плохого в этой ориентации? 422
III. Жизнь, обращенная к идолам 424
1. Идолическая религиозность 424
А) Теоретические ответы на религиозные устремления 424
B) Личное измерение религиозного устремления 427
2. «Главная задача» 428
А) От «цели жизни» к «главной задаче» 428
B) «Одержимость» 429
3. Совесть 430
А) Притупление чувств 430
B) Укоры совести и победа идолической «совести» 431
C) Обоснование 433
D) «Анонимный христианин»? 435
4. Отчуждение 436
А) Отчуждение от жертв 437
В) Отчуждение от своих 437
C) Отчуждение от себя самого 438
D) Отчуждение от трезвого восприятия
действительности 439
IV. Прочь от идолов 441
1. Разрушение идолической системы 441
А) Удержание 441
В) Критика 442
C) Отказ 444
2. Обращение 445
А) «Снова обрел моего Господа» 445
В) Признание вины 447
C) Прощение 451
D) Раскаяние и искупление 452
E) Ответственность церкви перед жертвами 455
Эпилог 457
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список сокращений 463
Библиография 464