Гиперборей. Ежемесячник стихов и критики. Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Вступ.слово Н.И. Попова. Комментарии Р. Тименчик. - Лениниград: ВТПО "Киноцентр", 1990. - 36 с.
Мягкий переплет. Печать офсетная.
Раздел БУКИНИСТ. Состояние хорошее.
Название журнала "Гиперборей" вряд ли что-нибудь скажет современному читателю. Журнал давно уже стал библиографической редкостью: последний из десяти его номеров вышел в свет в 1913 году. А между тем эта тоненькая книжка в дешевой обложке со стихами на желтоватой бумаге - один из самых знаменитых раритетов поэзии Серебряного века. Перелистав ее, вы обнаружите здесь имена, которые составляют славу русской литературы начала XX века: А. Ахматова, В. Гиппиус, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, Н. Клюев, В. Нарбут.
Гиперборейцы, гипербореи в античной мифологии - некий вечно юный народ, не знавший ни войн, ни ссор, живший на.севере, "за Бореем". Название журнала обыгрывало ассоциативную связь этого мифологического сюжета с северной столицей - Петербургом, где в 1911 году возникла новая литературная группа - "Цех поэтов", на заседаниях которой впервые прозвучало слово "акмеизм".
"На одном из собраний цеха Гумилев и Городецкий провозгласили свою программу - программу того литературного направления, которое должно сменить символизм... Сущность нового изобретения сводилась вот к чему: отказаться от той мистической стихии, которую принесли в поэзию символисты. Нужно признать самодовлеющую ценность мира - пространства, времени, вещества..." (Василий Гиппиус).
Современная полиграфия позволяет воссоздать "Гиперборей" с его аскетически строгим оформлением, с той, старой, орфографией, и вы почувствуете дух времени, ощутите атмосферу литературных споров.
Было бы справедливо первый номер вновь вышедшего журнала посвятить памяти его редактора-издателя Михаила Лозинского. Он известен как блестящий переводчик. Но только немногие знают, что это был прекрасный поэт, человек высокой культуры, щедрый и верный, не изменивший себе даже в те времена, когда протянуть руку другому опальному поэту, дать ему пристанище было поступком. Видимо, Лозинский предложил и название журнала - "Гиперборей". Сегодня мы осознаем его как провидческое. К нам возвращается вечно юное племя поэтов, живших в Петербурге, под северным небом, в начале XX века.