Твердый переплет. Печать офсетная. Бумага офсетная.
В книге С.И.Фуделя (1900–1977), религиозного деятеля, автора богословских исследований, испытавшего многолетние гонения в сталинские времена, предложена интереснейшая концепция жизни и творчества Ф.М.Достоевского: путь писателя от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых» лишь в той степени был открыт художественным прозрениям, в какой он был путем ко Христу, со Христом и во Христе. Мир идей и образов Достоевского воспринят через призму сердечного православия и глубокой веры — как мир, запечатлевший живого Христа в современности. В известном высказывании Достоевского: «Чтобы хорошо писать, страдать надо» — Фудель видит несомненное доказательство христианского взгляда художника на истоки своего творческого вдохновения.
Л.И. Сараскина
«ДОСТОЕВСКИЙ ЖИЛ С НАМИ ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ...»
НАСЛЕДСТВО ДОСТОЕВСКОГО
Глава I. ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩАЯ ИДЕЯ
Глава II. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Глава III. 40-е ГОДЫ И НАЧАЛО «ДВОЙНИКА»
Глава IV. ТЮРЬМА И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Глава V. ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА В СОВРЕМЕННОСТИ
Глава VI. ПОИСКИ ПРАВЕДНИКОВ
Глава VII. ПРАВЕДНИКИ ЦЕРКВИ
Глава VIII. ОБЩЕЕ ДЕЛО
Глава IX. ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Глава X. БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВЬ
Глава XI. ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА
Глава XII. ОБРЕТЕННЫЙ ПОКОЙ
КОММЕНТАРИИ
С.И.Фудель принадлежал к тем русским мыслителям, которые не проходили каких-либо философских школ — их школа мысли была пережита и выстрадана во времена затянувшейся на столетие русской смуты. Многие годы он тихо и кропотливо осмысливал пути русской религиозности, и все, о чем он писал, было проникнуто сердечным, личным переживанием. Как это ни странно, он, почти не известный своим современникам, мог прочесть Достоевского сталь проникновенно, как это не удавалось сделать многим профессиональным критикам и литературоведам.
Появление имени Сергея Фуделя в русском культурном пространстве началось с его «Воспоминаний» и работы о Ф.М.Достоевском: они принадлежат перу человека страдальческой, поистине «достоевской» судьбы. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (28, кн. 1: 176) — так формулировал свой духовный выбор Достоевский, едва выйдя из Омского острога. Но спустя полвека после того, как было запечатлено житие «Князя-Христа» Льва Мышкина и показаны трагические поиски веры «ставрогинцев», в России настали времена, когда к исповеданию веры «со Христом» вернулся его первоначальный — раннехристианский — смысл. Фудель оказался одним из тех, кто всей своей жизнью подтвердил истину: быть со Христом — значит страдать вместе с Ним и за Него; быть с Ним — значит со-распинаться с Ним.
Книга С.И.Фуделя «Наследство Достоевского» написана более полувека назад: закончив ее, автор поставил дату — «1963. Страстная неделя». По одним цензурным причинам эта работа не могла быть издана при жизни автора, по другим — в течение десятилетий, прошедших после его кончины. Книга впервые увидела свет в 1998 году; ее идеи, ее нравственный пафос, сам подход к Достоевскому автора, испытавшего жестокие многолетние гонения «за веру», заслуживали того, чтобы выйти за пределы узкого круга его друзей и почитателей.
Теперь, когда жизненный и творческий путь С.И.Фуделя обрел известность (опубликованы его письма, воспоминания и законченные сочинения, вышла в свет его биография, вначале в Италии, затем — в двух изданиях — в России), становится понятно, что он не мог не написать книги о Достоевском. Многими знаками судьбы он был обречен и своему страдальческому пути, и своей духовной свободе, но несомненно, что одним из самых зримых и внятных его опыту с самого раннего детства был знак Достоевского. <...>