Зеньковский В.В. Собрание сочинений в 4-х томах: Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916–1957). / М.: Русский путь/ Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына, 2008. - 528 с., ил.
Твердый переплет. Печать офсетная. Бумага офсетная.
На основе обширного творческого наследия философа, богослова, психолога, педагога, литературоведа и мемуариста В.В.Зеньковского (1881–1962) впервые издается Собрание сочинений, в котором представлены работы по различным темам и отраслям знания. В издании представлены преимущественно малоизвестные и не переиздававшиеся тексты.
Во 2-м томе собраны статьи и очерки, посвященные различным аспектам православия и религиозной культуры. В них исследованы богословские проблемы (свобода, зло, образ Божий в человеке и др.), проанализированы явления современной автору религиозной жизни (безбожие, деформация христианства), рассмотрена роль православия в истории русской эмиграции (деятельность Русского студенческого христианского движения). Ведущей для этих работ является идея православной культуры, с которой В.В.Зеньковский связывал будущее преодоление общеевропейского духовного кризиса.
СОДЕРЖАНИЕ Т. 2
Россия и Православие
Идея православной культуры
Православие и русская культура
Религиозное движение среди русской молодежи
в эмиграции
Автономия и теономия
Свобода и соборность
Факты и размышления
Система культурного дуализма
О чуде. Возможность и реальность чудес
Очерки идеологии Русского студенческого христианского движения
Съезд в Афинах
Об образе Божием в человеке
Дар свободы
Проблема церковной культуры
Кризис протестантизма в Германии
Национальный вопрос в свете христианства
Зло в человеке
Об участии Бога в жизни мира
Русское студенческое христианское движение: история, деятельность, задачи
Окамененное нечувствие
(У истоков агрессивного безбожия)
Наша эпоха
Проблемы культуры в русском богословии
Судьба Халкидонских определений
По поводу книги В.С.Варшавского «Незамеченное поколение»
Мечты о России
Приложение
В.В.Зеньковский. Библиография. Статьи, очерки и рецензии (1906–1962)
Примечания
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ
Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) был ученым с многосторонними интересами и неиссякаемой всю жизнь жаждой познания. Он сам писал: «Я ненасытимо люблю мир идеи, люблю изучать разные отрасли знания; моя последняя специальность — философия — это как бы большая узловая станция, где скрещивается много разных путей». Однако прежде чем рассмотреть философские взгляды и идеи Зеньковского, сначала следует уяснить основные этапы его жизненного и творческого пути.
Зеньковский поражает многообразием своих интересов. Он учился на естественно-математическом факультете Киевского университета, затем занимался психологией и философией в семинаре Г.И.Челпанова, окончил историко-филологический факультет Киевского университета и защитил магистерскую диссертацию в Московском университете. В эмиграции Зеньковский от психологии обратился к проблемам педагогики. На период 1923–1926 гг. приходится наибольшее количество публикаций Зеньковского по педагогике и психологии. Новый этап для Зеньковского начался в связи с его переездом в Париж (1926) и ознаменован растущим интересом к богословию и религиозно-философским проблемам, на что указывает большинство публикаций ученого в парижском журнале «Путь». В конце жизни ведущими в исследованиях Зеньковского стали темы — русская философия и литература, православная антропология (книги «История русской философии» (1948–1950), «Образ человека в Восточной церкви: Основы православной антропологии» (1951), «Н.В.Гоголь» (1961) и др.). Подведением итогов в занятиях философией можно считать фундаментальный труд Зеньковского «Основы христианской философии» (1961–1964). Зеньковский прошел несколько этапов научного, интеллектуального пути, и необходимо исследовать их идейную взаимосвязь или внутреннюю диалектику.
Главная цель данной статьи — понять и оценить в целом идейные замыслы Зеньковского и интеллектуальный проект всей его жизни. С одной стороны, поставленная цель упрощается, а с другой — усложняется отсутствием обобщающих работ о В.В.Зеньковском. Все работы о Зеньковском касаются лишь отдельных аспектов в его научном наследии. Исследователей интересует Зеньковский то как педагог и психолог, то как философ и богослов. Никто не попытался понять научное наследие Зеньковского с точки зрения того всеобъемлющего синтеза, который декларировал сам ученый. Необходимо принципиально отказаться в понимании мировоззрения Зеньковского от того, чтобы считать приоритетным тот или иной аспект, и попытаться собрать воедино всю «идейную мозаику» ученого. Нужно сначала изучить мысли Зеньковского во всех их деталях и оттенках, чтобы понять интеллектуальную эволюцию Зеньковского в ее последовательном стремлении к раскрытию высших истин о мире и человеке. Остановим внимание на отдельных, наиболее значимых, этапах жизни и творчества Зеньковского.