Колымагин Б.Ф. Религиозная поэзия андеграунда 1960-1980 годов. М.: Виртуальная галерея, 2020. 248 с.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Монография поэта и литературного критика Бориса Колымагина «Религиозная поэзия андеграунда 1960-1980 годов» основана на кандидатской диссертации, которую автор защитил в 2019 году в Российском университете дружбы народов.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Во вступительной статье к книге автор особо отмечает, что возрождение духовного течения в современной русской поэзии начинается в 60-е годы ХХ века, а не в 70-е, как отмечают некоторые исследователи. Кризис, связанный с крахом сталинизма, подтолкнул «многих людей к поиску духовных основ жизни», и появляется значительное число авторов, «осваивающих религиозный пласт бытия». Из заметных поэтов «второй культуры» исследователь называет И. Бродского, Л. Аронзона, Г. Сапгира, И. Холина, А. Волохонского, а также входивших в круг о. Александра Меня Е. Сабурова и Д. Авалиани.
Автор дает определение религиозной поэзии, под которой понимает «такую литературу, которая связана своими корнями с традиционными религиями и которая осваивает заданный определенными духовными практиками культурный код».
«Большинство неофициальных поэтов, интересующихся духовными проблемами, ориентировались на православную аксиологию. Были, конечно, авторы, которые продвигали ценности других религий. Например, М. Генделев связывал перспективы своего духовного роста с иудаизмом. М. Файнерман наряду с христианством интересовался дзен-буддизмом. Находились литераторы, которые эксплуатировали сектантство (А. Миронов, Е. Шварц, И. Бурихин, Е. Пазухин). И все‑таки именно православие оказалось в фокусе внимания культурного подполья. Впрочем, одним православием поэты не ограничивались: им не чужды были идеи экуменизма, во всяком случае, их манифестация», - отмечает Б. Колымагин во вступительной статье.
Среди основных тем религиозной поэзии 60-80 гг, которым автор посвящает отдельную главу, он упоминает проблему церковных развалин («звон церквей затонувших»), темы: философии всеединства, смерти и посмертной участи (весть о «жизни будущего века»), истории («Россия Блока умерла»); паломничества; а также сектантские мотивы в поэзии андеграунда, хотя «среди поэтов культурного подполья не было ни одного участника новых религиозных движений».
Книга состоит из глав «Лирический герой в контексте религиозно-этических поисков», «Рецепция сакрального в поэзии «второй культуры», «Религиозная поэзия и культовая практика», «Основные темы религиозной поэзии 1960 – 1980 годов», «Духовные стихи в контексте поэзии андеграунда».
В заключительной главе автор указывает на основные черты, характерные для религиозной поэзии андеграунда: у русской религиозной поэзии давняя история, восходящая к творчеству народных сказителей; в культурном подполье по-новому раскрылись многие темы дореволюционной духовной литературы и были подняты некоторые специфические проблемы; в андеграунде ветхозаветная проблематика явно преобладает над новозаветной (самым востребованным сакральным текстом оказывается 136 псалом. Рассказ о вавилонском пленении прочитывается поэтами в контексте советского лагеря). Борис Колымагин подчеркивает, что «теология волнует поэтов гораздо меньше, чем эстетика», а «индивидуализм не позволяет характеризовать религиозную поэзию «второй культуры» как пасхальную, стремящуюся возродить мир усилием воскресения». Также, отмечает он, поэты не придавали большого значения конфессиональным различиям. Связанные с ними разговоры об «иконности» и «живописности», которые мы находим у свящ. Павла Флоренского, их не интересовали. Авторам было гораздо важнее, что и католичество, и православие говорят о духовном измерении.
Исследователь подытоживает, что религиозная поэзия андеграунда «явила нам интересный ансамбль мотивов и образов, которые могли возникнуть только в культурном подполье».
Елена Бажина, Благовест-инфо →