Туминская О., Гаевская Н. Образ юродивого в слове и изображении. Калуга: "Золотая аллея", 2021. 208 с.
Мягкая обложка. Печать офсетная. Бумага офсетная.Цв. илл.
В коллективной монографии представлены размышления авторов на тему юродства в философском, теологическом и искусствоведческом контекстах. Воспроизведение образа юродивого Христа ради в русском изобразительном искусстве (ранние сохранившиеся материальные памятники датируются концом XV в., поздние относятся ко втором)' десятилетию XXI в.) — уникальный факт поклонения мирскому чудотворцу, чья святость замаскирована непоказной добродетелью, алгоритмом противоречивых поступков, дихотомией лика и личины. В понимании юродства открывается мир «обратной перспективы», воплощенный в композиции иконы как таковой и в иконописании ликов юродивых, а также в «композиции» антропологического самосовершенствования, в духовном восхождении мыслящего индивида. Обращение к познанию юродства в статье известного петербургского филолога и философа, историка русской и мировой культуры, ученого-энциклопедиста, профессора РГПУ имени А.И. Герцена Константина Глебовича Исупова раскрывает бытие феномена «блажения во Христе», соотнесенного с примерами произведений русской классической литературы. Исследование О. А. Туминской (доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея) предоставляет возможность увериться в художественном разнообразии исполнения изобразительного канона юродивого. Иллюстративный материал верифицирует достижения отечественного изобразительного искусства в области визуально-пластического оформления христианского культа почитания святых юродивых. Материалы Н. 3. Гаевской фиксируют рассуждения о топосе юродивого, о сакрализации места, памяти и духовном подвиге.