Осознать Христа — Спасителем
На вопросы отвечает игумен Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, насельник Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря, и. о. настоятеля храма Спаса Нерукотворного в п. Тикси (Якутия).
— Можно ли, и если «да», то при каких условиях — крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?
Можно при наличии воцерковленных восприемников, близких к семье и согласия самих родителей на воспитание детей в православии. Либо, если дети не совсем маленькие, а имеют начатки личной ответственности, то при горячем желании самих детей и согласии родителей.
Бывает, что и без согласия возможно крестить, в крайнем случае.
Разумеется, если родители желают принять крещение со детьми вместе — вопросы отпадают сами по себе.
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прочтение и понимание Евангелия, понимание Символа Веры и молитвы Господней — минимум.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Если дело касается взрослых, священник просто обязан выяснить мотивы прихода к крещению и вправе отказать, если эти мотивы связаны с оккультным восприятием Таинства или с иной, какой, неевангельской причиной.
— Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?
1. Пассивность управляющих епархиями и благочиниями,
2. Косность (а, часто и прямое противодействие) — собратьев священников,
3. Противодействие небольшой, но шумной части «зилотов», «ревнителей благочестия», считающих оглашение и катехизацию чем-то чуждым Традиции Церкви.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Мы имеем пример из Деяний с крещением евнуха: чтение Священого Писания, научение основам веры, решимость креститься. Это образец. Излишне ставить конкретные сроки — катехизация не менее *** лет и проч. Излишне требовать от оглашенного вникать в антипаламитскую полемику. Должно быть раскаяние, осознание Христа — Спасителем, понимание основ христианства, изложенных в любом толковании Символа Веры, желание участвовать в Литургии и вести, в дальнейшем церковную жизнь. Всё прочее — со временем.
Должна наличествовать вера
Отвечает секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, протоиерей Димитрий Карпенко.
— Можно ли, и если «да», то при каких условиях, крестить детей у 1) некрещеных, 2) неверующих, 3)совсем нецерковных — родителей?
Крестить детей у некрещеных, неверующих и совсем нецерковных родителей можно, по моему разумению, лишь в одном случае — если сам ребенок этого хочет. Это, конечно, подразумевает, что ребенок уже соответствующего возраста и может сам отдавать отчет о своих действиях.
Впрочем, может быть случай, когда креститься желает вся семья — тогда, разумеется, вместе с родителями могут быть крещены и их дети.
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прежде всего, должна наличествовать именно вера, вера в то, что Христос есть Истинный Бог наш. А степень знаний зависит от того, какие знания были им предложены в период, предваряющий Крещение. Не думаю, что нужно ставить жесткие условия. Главное, видеть, что человек обращается к таинству искренне и у него есть желание узнавать больше о своей вере.
Все это возможно понять только лишь при личной беседе.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Конечно, выяснять эти мотивы необходимо, потому что мотивы могут быть совершенно ложными. Единственный мотив, который должен нас побуждать принять любое таинство — это вера, желание быть со Христом в Его Церкви. Если присутствуют иные мотивы, нужно объяснять, почему человек не прав.
— Какие трудности сегодня испытывают священники при совершении катехизации в своих епархиях и благочиниях?
Самая большая трудность это то, что катехизация сегодня остается делом одиночек, в него не вовлечены все приходы и все священнослужители. Пока не будет дано совершенно четких и недвусмысленных указаний со стороны священноначалия по этому поводу, дело с мертвой точки не сдвинется.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Я не думаю, что «избыточная» катехизация сегодня это проблема для нашей Церкви. Много ли мы знаем о таких «избытках»? А если они и есть, то через эту «избыточность» люди вовлекаются в полноту общения во Христе гораздо интенсивнее, нежели там, где этого «избытка» не наблюдается.
Однажды слышал такую мысль о том, что при отсутствии катехизации из ста крещаемых в Церкви остается лишь один человек, а при проведении полноценной длительной подготовки к Крещению из ста человек из Церкви уходит только один. Не знаю, насколько это так фактически, но своя правда в этом есть, и есть о чем задуматься…
Опрос подготовили Иван Семенов и Анна Данилова