проводят международную конференцию
Москва
29 сентября - 1 октября 2008 г.
Наше время давно характеризуется как время пустоты. Академик Сергей Аверинцев в 1995 г. в своей статье «Моя Ностальгия» («Ностальгия по тому состоянию человека как типа, когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное») для иллюстрации своих мыслей мог цитировать статью поэта Осипа Мандельштама 1922 (!) года «Пшеница человеческая», где поэт свидетельствовал, что хлеб истории больше не выпекается, разрозненные зерна человеческих индивидуальностей больше не выпекаются в хлеб, именуемый народом: «Бывают такие эпохи, когда хлеб не выпекается, когда амбары полны зерна человеческой пшеницы, но помола нет...». Чуть позже Мандельштама о. Сергий Булгаков, уже будучи в Париже, посреди, казалось бы, достаточно бурно и плодотворно кипевшей церковной жизни, написал слова, созвучные, но еще более страшные: «Тело Христово умерло...», словно объявив сбывающимися пророчества Апокалипсиса: «Ты имеешь имя, будто ты жив, но ты мертв». (Аверинцев позже заметил, что все семь церквей Апокалипсиса прекратили свое существование именно в XX веке).
Но если в начале века, во времена модерна, подобные пророчества для кого-то звучали еще грозно, то теперь их вряд ли даже замечают. В те времена еще можно было ожидать, что после модерна будет что-то совершенно новое, новое и сверх-новое, которого ожидали со страхом и трепетом, но вместо этого сделался «постмодерн», т.е. после-новое: заикание, топтание в человеческой истории. Косность, аморфность, смешение до беcкачественности. Некий апофеоз пустоты, когда не просто нет опоры, но когда эту безопорность и полный релятивизм начинают возводить в позитив, в положительный принцип.
История прекратилась, утрачено измерение пути в человеческой жизни, поскольку само различение «нового и старого», необходимое для движения истории (ср. «Всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое» (Мф 13:52) утеряно. Новейшая пустота легко мимикрирует как под одно, так и под другое, спокойно вливаясь в любые формы, слова и идеи, обессмысливая их. Не сейчас замечено: новейшие технологии равнодушно и цинично используют любые слова, любую идеологию. История не заканчивается - просто прекращается, без всякого суда, без всякого оправдания...
Этому зависанию в пустоте должна противостоять сила веры, но иногда кажется, что и сама вера становится уже не откровением Божьим, но вновь - откровением самой пустоты: все равно, во что верить, лишь бы верить и заполнить становящуюся физиологически непереносимой пустоту - род наркотика или алкоголя.
Ища спасения, и общество, и церковь наращивают технологии, пытаясь вместо реальной политики - «обеспечить выборы», вместо собирания церкви как народа Божьего - «заполнить пустые храмы». С другой стороны, те, кто, в свою очередь, не хочет быть жертвой технологии, легко заражается сектантским сознанием, пытаясь устроить себе некую локальную, «свою», полноту, отрываясь от полноты Божьей и человеческой, т.е. оказываясь все в той же пустоте, легко вбирающей в себя эти образования (как фундаменталистские, так и модернистские), которые быстро становятся элементами все того же постмодернистского пейзажа.
Можем ли мы сегодня, не присваивая себе звания пророков, опереться на пророческий опыт церкви - как древней, так и новой, - обличающий эту мимикрирующую пустоту и призывающий к противостоянию ей? На что еще мы можем опереться в этом противостоянии - в Писании, в мистике, в богословии, в философии, в культуре, в науке? Можем ли мы предложить нечто большее, помимо наблюдений, анализа и констатаций?
Может ли пустота стать для нас не концом, «за которым не следует ничего», но новым началом? Той библейской пустотой, в которой лишь и может прозвучать творческое слово? Способна ли сегодня церковь противопоставить этой ничтожной и «ничтожащей» черной дыре пустоты мира сего опыт «самоопустошения» Христа (и святых его), истощающего Себя ради других, ради Церкви, которая есть «Полнота, наполняющего всё во всем»?
Имеем ли мы основание говорить об особых дарах нашего времени? Сергей Аверинцев, остро чувствовавший наступление этого новейшего времени, в котором почти всякое содержание является кажимостью, иллюзией, надеялся, что именно в этой ситуации появятся кристаллы реальности особой, небывалой твердости. Можем ли мы уже сегодня увидеть эти зерна? Поискам ответа на подобные вопросы посвящена наша конференция.
Заявку на участие в конференции, тему и тезисы выступления просим прислать в Оргкомитет конференции до 1 августа 2008 г. В заявке необходимо указать фамилию, имя и отчество участника, место работы или служения и должность, а также электронный адрес и телефон.
Помимо подготовленных докладов конференция предполагает обсуждение всех заявленных вопросов в форме диалога и свободной дискуссии. Мы рассчитываем на Ваше заинтересованное участие.
На сайте конференции, расположенном по адресу: http://conf.psmb.ru/, будут размещаться новости, интервью и комментарии участников и гостей конференции, а также аудио- и фотоматериалы. Перед началом работы конференции на сайте будет опубликована программа.
Председатель оргкомитета, проректор СФИ Дмитрий Сергеевич ГАСАК
Оргкомитет:
Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29-38
Тел/fax 624-92-50; 623-03-80;
e-mail: sretenye@sfi.ru