по поводу выступления митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия
Преображенское содружество малых православных братств вынуждено с прискорбием констатировать появление новых необоснованных и враждебных выпадов в свой адрес, смысл которых сводится к фактическому обвинению всех братчиков в постоянном непослушании церковной иерархии. Совсем недавно в храме (а потом и в СМИ — на епархиальном сайте) митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием были произнесены слова о неких людях, как выразился митрополит, «кочетковской настроенности», которые якобы пагубно влияют на жизнь и деятельность одного из приходов Воронежской епархии. Смысл пресловутой «настроенности» недвусмысленно обозначен как борьба с церковной иерархией и патриархом, причем на том основании, что иерархия якобы считается нами «консервативным крылом Церкви, которое зажимает свободную жизнь во Христе».
Пресс-служба Содружества уполномочена официально заявить, что данное и ему подобные заявления не имеют под собой абсолютно никаких реальных оснований. Если они делаются без умысла — их следует расценивать как зловещее искажение фактов, если же это происходит намеренно — мы имеем дело с явной клеветнической провокацией, сеющей церковные нестроения.
В словах владыки Сергия особое недоумение вызывает утверждение, будто кто-то из нас расценивает иерархию как «консервативное крыло Церкви». Наличие различных позиций в отношении многих, в том числе животрепещущих, сторон современной жизни Русской Православной Церкви предполагается самой её логикой. Образованный решением Архиерейского собора орган — Межсоборное присутствие — как раз и призван развивать конструктивный диалог между носителями разных позиций и одновременно распознавать деструктивные деяния и мнения. Однако даже крайним радикалам не приходило в голову видеть в церковной иерархии «некое крыло», поскольку священноначалие Церкви по определению может только начальствовать, т.е. занимать положение ответственного руководства.
Возможно, слова митрополита Воронежского следует квалифицировать как признание факта его собственной принадлежности к крайне «консервативному крылу Русской Православной Церкви», однако и в этом случае совершенно не ясно, на каком основании несогласие с таким архиереем должно непременно означать наше противление Святейшему Патриарху и всему священноначалию, чего никогда не было, нет и не будет. В этой связи стоит напомнить, что сам владыка Сергий в свое время почему-то не посчитал для себя невозможным на последнем Архиерейском соборе публично прямо высказать свое несогласие новоизбранному Патриарху относительно процедуры избрания Святейшего в Русской Православной Церкви. Как тогда следует расценивать такой шаг: как выражение позиции «консервативного крыла Церкви» или просто как «антипатриаршее деяние»?
Мы исходим из убеждения, что сегодня, когда наша церковь решает грандиозную задачу возрождения духовной жизни, развития своего просветительского и миссионерского служения и умиротворения общественных настроений, требуется укрепление единства священноначалия, клира и мирян, и поэтому выступление митр. Сергия с церковного амвона и в СМИ может быть расценено лишь как шаг прямо противоположной направленности. «Смотрите же, братия, как опасно ходите» (Еф. 5:15)!
(Содружества малых православных братств)