«Неперемолотые» — это рассказ о духовном сопротивлении исповедников православия на Урале безбожной власти, рассказ о добре и зле, о жизни и смерти. На одной из стен конференц-зала Культурно-просветительского центра «Преображение», где разместилась экспозиция, висит удивительная мозаика Александра Корнаухова «Воскресение Христово». Она как будто ждала нового окружения — экспонатов, ставших немыми свидетелями воплощения этого сюжета в жизнях святых, от которых нас отделяют всего несколько десятилетий.
Перед каждым из нас, выросших уже в постсоветскую эпоху, выставка ставит очень непростые, неудобные вопросы. Как нам хранить память об этих людях, принявших мученическую смерть? Достаточно ли просто восстановить факты, хранящиеся в исторических архивах? Что произошло с людьми, которые заставляли других людей живыми закапывать себя в землю? Что мы можем противопоставить страшному опыту, к которому приобщился наш народ в XX столетии, а значит — приобщились и мы?
Поразительно, как один-два-пять-десять человек (а ведь все друг о друге не знали) могли противостоять безумию, в котором участвовали миллионы. Но этих единиц было много, и их опыт, в котором есть отпечаток Божией Любви и Силы, свидетельствует о реальном сопротивлении в нашем народе демонической силе, охватившей его в XX веке. Об этой борьбе говорят и письма, и фотографии. Вот на них красноармейцы, участники карательных операций; вот — союз воинствующих безбожников. Лица жесткие, потерянные, ненастоящие. Николай Бердяев писал, что «в стихии большевистской революции» его «более всего поразило появление новых лиц с небывшим раньше выражением… появились совершенно новые лица, раньше не встречавшиеся в русском народе», «новый антропологический тип», «столь же милитаризованный, как и тип фашистский».
А вот на черно-белой фотографии священномученик Павлин (Крошечкин) в архиерейском облачении с улыбающимся лицом, смеющимися добрыми глазами. Вот его ученик, архимандрит Таврион (Батозский), и те, кто помогал ему. Очень запомнился рассказ искусствоведа, профессора Свято-Филаретовского института Александра Михайловича Копировского об отце Таврионе и жизни у него в пустыньке под Елгавой: о христианской простоте, о том, как менялись там люди — «шелуха спадала». Поражает, насколько это все близко.
Большое впечатление на нас произвели рисунки о лагерной жизни, напомнившие творчество Ефросиньи Керсновской . Люди на них — обтянутые кожей скелеты с «хвостами» — торчащими копчиками. Особые экспонаты — лагерные богослужебные сосуды: кружка, миска, корка хлеба, клюква, заменявшая вино.
Марго Смородова, 17 лет, студентка колледжа: «Я очень рада, что посетила выставку, которую организовало братство! Мне кажется, что каждый православный человек должен знать о том, как страдали за веру наши новомученики. Об экспонатах нам рассказывали долго, но отнюдь не скучно и не затянуто, очень поучительно».
Иван Ридель 19, лет, студент ВУЗа: «Выставка очень целостная, полноценная, показывает гонения и противостояние им. Внешнее поражение не означает внутренний слом. Эта выставка лишает повода для отчаянья. Люди даже в таких условиях смогли не только оставаться собой, но и стать примером для других, сохранить веру и убеждения».
Денис Дорошко, 23 года, программист: «Ужасают последствия и жестокость репрессий. Понимаешь, что это происходит совсем рядом и совсем близко, в твоей стране, с твоими близкими предками (ровесниками родных бабушек и дедушек, которые еще живы). Героизм, мужество и верность людей, которые, несмотря на все эти страшные действия, остались верными, сильными, твердыми в себе, в своих убеждениях, впечатляет. Я рад, что меня пригласили на эту выставку, провели экскурсию. Хорошо, что есть люди, которые не безразличны к этой истории, не бездейственны, благодарен их стараниям и труду, который они вкладывают, чтобы и у меня, и у других тоже была возможность знать об этих людях, помнить, размышлять над этим, возможно, брать из этого какой-то урок».