На праздник Пасхи — светлого Христова Воскресения — более 130 человек из десяти городов России и из-за рубежа воцерковились в результате оглашения в Преображенском братстве. Семь человек — взрослые и дети — приняли таинство крещения, а на пасхальной литургии большинство из них причащались первый раз в жизни.
Именно со Светлой седмицы, в соответствии с церковной традицией, начался следующий этап их воцерковления — таинствоводство или мистагогия. Предыдущие два этапа были посвящены подробному чтению Священного писания, знакомству с храмовым богослужением, научению личной молитве, православной вере и жизни по вере.
С одной стороны, Светлая седмица — это завершение, итог предыдущих этапов оглашения, а с другой стороны — начало новой жизни для оглашаемых, уже в качестве причащающихся членов Церкви. Помимо участия в таинствах, нововоцерковленные посещают таинствоводственные беседы — объяснение церковных таинств, — знакомятся с основами православной догматики и аскетики. После Светлой седмицы таинствоводство будет продолжаться еще семь недель.
Мы попросили катехизаторов Преображенского братства рассказать о том, что такое Светлая седмица и какой новый духовный опыт приобретают нововоцерковленные.
Валерий Ларионов (Тверь): «То, чего я всегда жду и что всегда вижу на Светлой седмице, можно передать евангельскими словами «должно вам родиться свыше». Рождение свыше — это духовная реальность, которую мы знаем как жизнь в церкви, жизнь в Духе. Именно на Светлой они приобщаются к этой духовной реальности, и это самое главное событие в жизни, на мой взгляд.
Прежде всего, нововоцерковленные приобретают опыт Церкви — самой настоящей, любящей, открытой, свободной, и этот опыт складывается в сердце, запечатлевается там. Может быть, они не всё понимают сразу и не всё осознают, но этот опыт сохраняется как опыт расширения сердца. И на этот опыт они смогут потом опираться в своей духовной жизни.
Кроме ежедневного участия в литургии и таинствоводственных беседах, нововоцерковленные братья и сестры могут попробовать себя в разных церковных делах, например, пение и чтение в храме или уборка храма и его территории. Причем они делают это с большой радостью, для меня это даже удивительно: видеть с какой радостью и охотой люди делают простую работу — моют, метут, переносят кирпичи. Есть также возможность поговорить с ними на тему их будущей миссии и свидетельства. Им интересно узнать, как они, верующие люди, могут свидетельствовать о своей вере, как им делать это осознанно, грамотно, избежать ошибок. Очень полезной оказалась беседа со священником о ритме церковной жизни на ближайший год, а также встреча, посвященная проповеди — о том, как научиться слушать проповеди, выделять в них главное, вместе обсуждать, что услышали и поняли.
Важно также, что они ближе знакомятся друг с другом, особенно живущие в разных городах. Они общаются, делятся впечатлениями, делятся духовным опытом. Интересно, что у разных людей бывают очень похожие духовные пути, которыми они пришли к Богу и в Церковь. Пути, похожие по существу, а не в деталях, конечно, и это радует. Почти у всех была жажда иного качества жизни, новой жизни, которая утоляется только в Церкви».
Олег Глаголев (Екатеринбург): «Трудно выделить здесь что-то одно, потому что и богослужения, и проповеди, и таинствоводство — это всё и есть Светлая седмица. Для людей это не только опыт глубокой безотчетной радости, но ещё очень важное испытание. Потому что в каком-то смысле выявляется наше несоответствие призванию и даётся благодать Божья, чтобы это несоответствие преодолевать, а не унывать пред лицом Божьим.
Пожалуй, самый важный опыт, который приобретается на Светлой седмице и остается надолго, — это понимание и соединение в жизни двух вещей: просвещения и воцерковления. Человек просвещается и присоединяется к Церкви, он обретает здесь новую жизнь, новое родство, новое творчество, новые надежды, Господь открывает ему новый путь. И люди начинают приносить благодарение Богу, хотя путь воцерковления для некоторых был очень трудным. Интересно, как на Светлой седмице у людей расширяется «кругозор» в молитве, если можно так сказать. Сначала они молятся только о своих близких, о тех, кто не смог приехать на Светлую седмицу. Потом начинают молиться и о тех, кто присутствует, о нуждах друг друга, о церковных делах, о Церкви».
Информационная служба Преображенского братства