«Портал-Credo.Ru»: В этом году Пасха совпала у католиков и у православных. Насколько такое совпадение способствует единению разных направлений в христианстве?
О. Георгий Кочетков: Такой экуменический вопрос?
— Да.
— Я думаю, что здесь, в России, мы не очень это чувствуем, потому что у нас католиков очень мало. И это совпадение, скорее, символическое, чем реальное. Что-то общее, совместное пока, может быть, к сожалению, не прослеживается в нашей жизни. Другое дело, что в других странах, где соотношение православных и католиков иное, там, может быть, это имеет значение.
Я знаю, что во многих случаях это способствует именно какому-то общему празднованию. Пусть это вещь несколько внешняя, но эти вещи важны, например, в семьях, где могут быть и православные, и католики вместе. Таких семей немало в ряде стран, особенно Европы. И, конечно, такие совпадения людей обычно очень радуют и даже вдохновляют. Особенно людей, которые ничего другого как бы и не делают для того, чтобы христиане всех конфессий лучше друг друга поняли и вместе что-то делали ради воскресшего и распятого за нас Христа.
Поэтому мне кажется, что это совпадение — хороший повод для того, чтобы еще раз подумать христианам разных конфессий, насколько они готовы друг друга признать христианами, насколько они готовы отнестись друг к другу как к братьям и сестрам во Христе, насколько они готовы что-то делать для преодоления вековых разделений. Не внешних различий — всем уже понятно, что внешние различия всегда были, есть и будут — какие-то нюансы и в богословии, и в совершении таинств, и в аскетической жизни всегда будут разными. Но так было и до разделения. В этом ничего особенного, ничего страшного нет. «Должно быть между вами разномыслие, чтобы открылись искусные». Я бы так, возможно, немного пессимистически, ответил на этот вопрос.
— А такие совпадения, насколько они реально могут способствовать в обозримом будущем, по крайней мере, сближению, я уж не говорю об объединении, и лучшему взаимопониманию Церквей?
— Фактически я уже на этот вопрос ответил. Это не очень глубокий, серьезный повод для сближения, но на уровне простых людей, на житейском уровне, это играет свою роль, имеет значение.
И, конечно, всякое единение людей, когда оно реально, а не надуманно и не идеологизированно, может только приветствоваться. Господь нам неслучайно говорит, что «грех породил разделение».
— Реально ли в каком-то, пусть очень отдаленном, но обозримом будущем объединение Церквей?
— «Все возможно верующему», — как сказано в Писании. И, тем более, все возможно Господу Богу. На это можно надеяться только как на чудо Божие. Конечно, всем бы этого хотелось. Я думаю, что нет ни одного нормального, здорового человека, который не хотел бы объединения. Хотя бы по той причине, о которой я только что упомянул: уж коли в истории христианства такой грех произошел — грех с обеих сторон, со всех сторон — все в этом виноваты, конечно. В грехах надо каяться, грехи нужно исправлять.
Это надо делать в живых отношениях людей разных конфессий, в глубоком взаимопонимании, в умении отличать глубокое внутреннее разделение от поверхностных или внешних, не очень принципиальных различий и так далее. Единство надо чаять — это эсхатологическая надежда. Но эсхатология и само Царствие Божие приблизились к нам уже здесь, на земле, живущим.
,