Пять самиздатовских тома «собрания сочинений» С.И. Фуделя , напечатанных на машинке, на пожелтевшей от времени бумаге, переплетенные в зеленые истрепанные картонные папки-скоросшиватели (впрочем, два из пяти — уже во вторых, дермантиновых переплетах) — зачитанные, прошедшие через множество читательских рук, обрели свой окончательный приют в архиве их автора, который хранится в библиотеке-фонде Дома русского Зарубежья им. Александра Солженицына. Это один из пяти экземпляров самого первого издания пятитомника С.И.Фуделя.
11 мая Виктор Москвин, директор Дома, по просьбе которого Культурно-просветительский центр «Преображение» передал мемориальный пятитомник С.И. Фуделя, подписал акт о принятии этих книг на постоянное хранение. Книги, по благословению духовного попечителя КПЦ «Преображение» свящ. Георгия Кочеткова, передал их владелец проф. СФИ А.М. Копировский, первоначально пожертвовавший их в библиотеку КПЦ. Но затем было решено подарить книги библиотеке Дома русского Зарубежья.
Справка
Сергей Иосифович Фудель (13.01.1900-07.03.1977) — православный богослов, философ, духовный писатель. Автор многих религиозно-философских трудов.
Принимал активное участие в жизни Церкви после революции, в результате чего был неоднократно подвергнут репрессиям.
Арестован в 1922 г. в Москве и в 1923 г. приговорен к ссылке. После ареста заключен был в Бутырскую тюрьму, ссылку отбывал в Усть-Сысольске. Вновь арестован в Москве в 1933 г. и приговорен к заключению в ИТЛ. В заключении находился в лагере в г. Вель, а затем в Вологде. В 1946 г. вновь арестован в Москве и приговорен к ссылке. Ссылку отбывал в г. Минусинске, а затем в с. Большой Улуй Красноярского края. С 1962 г. и до смерти проживал в г. Покрове Владимирской области, там же он и похоронен.
***
Сергей Иосифович Фудель родился в семье священника Иосифа Фуделя (1865-1918) и Евгении Сергеевны Емельяновой (1865-1927) в Москве в 1900 году. Среди знакомых отца Иосифа в Москве были отец Павел Флоренский, философы Константин Леонтьев, Василий Розанов, Лев Тихомиров. Круг общения отца повлиял на мировоззрение сына. Окончив гимназию, он поступил на философское отделение Московского университета.
После революции Сергей борется против «живой церкви», вместе с православными студентами расклеивает листовки, разъясняющие пагубность обновленчества. Ему довелось общаться со святыми старцами Оптиной пустыни. В книге «У стен Церкви» Сергей Фудель описывает свою встречу с оптинским старцем Нектарием: «Быстрой походной вышел ко мне старец, которого я видел впервые, благословил меня и сразу, без всякой подготовки и без каких-либо обращений с моей стороны, сказал: «Есть ли у вас невеста?» И, не дожидаясь ответа, продолжал: «Поезжайте к Святейшему Патриарху Тихону и просите посвятить вас. Перед вами открывается путь священника». Я молчал, ничего подобного не ожидавший, ошеломленный. «Не бойтесь, — сказал он, — и идите этим путем. Бог вам во всем поможет. А если не пойдете, испытаете в жизни большие страдания». Священником он не стал.
В 1922 году после окончания первого курса философского отделения Московского университета Сергей Иосифович был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму за участие в противодействии обновленческому расколу. В 1923 году приговорен к ссылке по ст. 58 УК в Усть-Сысольск Зырянского края. Вслед за Сергеем Иосифовичем в Зырянский край приехала его невеста Вера Максимовна Сытина. Венчание состоялась в 1923 году в Усть-Сысольске (ныне г. Сыктывкар), на квартире епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). Это была также первая ссылка владыки-исповедника. Венцами служили веночки, сплетенные из ивовых прутиков. С тех пор Владыка Афанасий стал одним из самых близких друзей Фуделей. Сергей Иосифович писал о нем: «Старец-епископ был одним из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до самой земли…» Оказавшись в начале своего исповеднического пути вместе с митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым), епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), архиепископом Фаддеем (Успенским), С.И. Фудель всю жизнь духовно следовал за этими великими подвижниками XX в.
В 1933 году последовал новый арест и по той же 58 ст. УК приговор к заключению в ИТЛ, лагерь в г. Вель, ссылка в Вологодскую область. С 1934 по 1941 год проживал в г. Загорске Московской области с «непоминающим» архимандритом Серафимом (Битюговым), некоторое время скрывавшимся в доме Фуделей. В Сергиевом Посаде, близ Троице-Сергиевой Лавры, жили также Флоренские, Тихомировы, Новоселовы, Голубцовы.
В 1941 году Фудель был призван на фронт и прослужил все четыре года рядовым охраны воинских грузов. После возвращения в 1946 году Сергей Фудель был арестован по делу священника Катакомбной церкви Алексия Габрияника. Алексий Габрияник был женат на сестре Николая Голубцова, с которым Сергей Иосифович поддерживал дружеские отношения. Сергея Фуделя снова отправили в ссылку в г. Минусинск, а затем в с. Большой Улуй Красноярского края.
Сергей Иосифович вернулся в Загорск в 1952 году. Но по закону политические и уголовные преступники не имели права на проживание в Московской области, и вскоре семье пришлось переехать. Первое время по переезде из Загорска жили в городке Лебедянь, потом купили дом в Усмани, в той же Липецкой области. Именно там был закончен серьезный богословский труд Фуделя «Путь отцов». В октябре 1958 года пришел отзыв на него от старца-епископа Афанасия Сахарова): «Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Сереженька… Господь да поможет Вам шествовать «путем отцов»… Идея «монастыря в миру» для меня особенно дорога, и пропаганду ее я считаю совершенно необходимой… Ваша книга - богословское обоснование «монастыря в миру»…. С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий».
Владыка благословил Фуделей поселиться в Покрове. Вскоре купили полдома, и здесь Сергей Иосифович написал почти все свои труды. Сергей Иосифович знал семь языков, Вера Максимовна — пять. Пенсии у обоих были мизерные, и они подрабатывали переводами для патриархии. В частности, переводили с английского языка Фому Аквинского, творчество которого Фудель называл духовной пустыней. Исследователи творчества Сергея Фуделя называют его самым сокровенным духовным писателем XX века. В его богословии нет стремления поставить себя над читателем, нет и тени стремления к изысканности слога. По сути, его труды — это не богословские трактаты, а исповедь, обращенная к сердцам, духовное завещание — нам.
Николай Сергеевич вспоминал о последнем дне жизни отца, 6 марта 1977 года: «…он потерял сознание от кровоизлияния в мозг… ни на что не отзывался, не ел, не пил, но мама сказала, что когда пришли со Святыми Дарами из церкви, то он принял и проглотил причастие. Мы с мамой остались с ним на ночь одни и поочередно читали Псалтирь. Под утро я задремал, но она меня толкнула: папа отходит. Все реже становилось дыхание, еще реже, казалось, что сам умираешь вместе с ним, с каждым вздохом и выдохом, но вот молчание. А мы еще ждали. Но не дождались — он скончался. Было это на рассвете 7 марта…» Весть о смерти Сергея Фуделя быстро распространилась среди прихожан. 8 марта все конторы были закрыты. Кто-то из своих сколотил гроб, но машину найти не удалось. Нашли двое детских саночек и на них потащили гроб в церковь. На другой день с первой электричкой и автобусами приехало множество людей, знавших Фуделя. Отпевали два священника. «Могучий хор пел так, что во мне что-то омертвелое от горя проломилось и сквозь слезную боль потекло неведомое облегчение… — вспоминал Николай Фудель. — Клир по тем временам не мог провожать вне ограды, но двери храма выходили прямо на улицу, их открыли и, держа гроб на плечах, стоя на пороге, пели на весь город радостно и согласно: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»… Медленно по главной улице — Горьковскому шоссе — с этим пением шла за машиной с гробом толпа провожающих. Многолюдная толпа — около ста друг другу почти незнакомых людей, старых и молодых, — на этот час примиренных со всеми». Дочь Сергея Фуделя Мария Желновакова приехала из Липецка к похоронам. Спустя четверть века она говорила об этом, как о недавно происшедшем событии: «Было очень много народа. Но, странно, всеми владело не горе, а радость… Хотелось прямо здесь, на кладбище, запеть Пасху…».
Похоронен на городском кладибще г. Покрова, где в 1988 году рядом с ним похоронена его жена В.М. Сытина.
По материалам www.sfi.ru
СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ: