С 1997 года ежегодно, в даты начала Большого террора — 5-7 августа, в мемориальном комплексе «Сандармох» проводится День памяти жертв политических репрессий.
Что же такое «урочище Сандармох»? Это комплекс, расположенный в 20-ти километрах от города Медвежьегорска, на территории которого в июле 1997 г. были обнаружены и позже документально подтверждены 236 захоронений, расположенных в старых песчаных карьерах Беломоро-Балтийского канала.
Здесь расстреляны cемь с половиной тысяч безвинно убитых людей: иерархи церкви, священники, ученые и поэты, студенчество, русские офицеры, крестьяне, рыбаки, рабочие, врачи, учителя, были убиты на этом пятачке карельской земли.
«Сандармох» — это интернациональный мемориал. Здесь оборвалась жизнь людей 58 национальностей, 11 религиозных конфессий.
Оболганные, замученные и расстрелянные они взывают к живым: «Люди, не убивайте друг друга!» Такими словами встретил нас «Сандармох». Смотришь на это поросшее мхом место и не веришь глазам своим: неужели под каждым «деревянным домиком», в провалившейся яме, похоронены от 20 до 100 человек?
Тихо. Ничто не нарушает их покой. Разве что придет кто-то навестить покойного отца или деда. Мы спрашивали тех, кто пришел сюда на могилы своих близких, и они рассказывали, как искали своих отцов более шестидесяти лет, как находили их в списках газет, и до сих пор многие не знают в какой именно из могил лежат их родственники…
Заходят сюда люди, чтобы почтить память невинно убиенных или просто увидеть своими глазами тот ужас, который происходил в нашей стране и о котором сейчас уже опять начинают умалчивать…
Памятное мероприятие отгремело быстро — около двух часов — и тишина. Пришли около трехсот человек: были представители из Финляндии, Польши, Украины и других стран. После 20-ти минутной официальной части была возможность просто походить, побыть в тишине.
Мы, молодежь Преображенского братства, задержались в этом месте подольше. Где, в какой из этих общих могил лежит о. Анатолий Жураковский, еще совсем молодым написавший слова: «Мы все должны претерпеть ради Христа» и не отказавшийся от своих слов до конца жизни? Еще недавно мы не знали даже места, где он похоронен. По официальной версии он умер от туберкулеза в 1939 году, а на самом деле был расстрелян в 1937 году. Отец Анатолий был в числе заключенных соловецкого этапа, судьба которого долгое время оставалась неизвестной. Совсем недавно стало известно, что случилось с этапом — его обнаружили здесь, в Сандармохе — тысячу сто одиннадцать человек…
Это место нашел Юрий Алексеевич Дмитриев — удивительный человек, которого можно назвать хранителем памяти всех невинно убиенных в Карелии. Он до сих пор проводит поисковые экспедиции и подчас делает это один. Этому делу он посвятил уже более двадцати лет своей жизни. Юрий Алексеевич сказал нам, указывая на одну из братских могил: «Из этой, среди прочих, мы вырыли мужичка в подряснике, как живого. Может быть, это и был отец Анатолий? Походите, может, у какой-то могилы у кого-то из вас отзовется сердце».
5 августа 2011 года в день памяти жертв политических репрессий, по прошествии более 80 лет, на мемориальном кладбище «Сандармох» была установлена мемориальная доска священнику Анатолию Жураковскому, мученику за веру.
Вечная память ему, всем новомученикам и исповедникам Российским, всем, пострадавшим за веру и просто невинно убиенным!
Юрий Алексеевич Дмитриев — составитель и издатель Книг памяти. Секретарь Петрозаводской и член Республиканской Комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, отв. секретарь Комиссии по подготовке к юбилею Беломорско-Балтийского канала. Собирает материал по истории строительства ББК, занимается поиском и исследованием мест захоронений расстрелянных. Обнаружил место расстрела соловецкого этапа в урочище Сандормох. Президент Карельской региональной общественной организации «Академия социально-правовой защиты».