27 сентября в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение» открылась выставка «“Он не преклонился перед силой факта”. Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство», посвященная 160-летию аристократа, просветителя, богослова, основателя трудового братства Николая Николаевича Неплюева (1851-1908). Это уже вторая выставка, организованная Культурно-просветительским фондом «Преображение» и Преображенским содружеством малых православных братств. Соучредителями также стали музей «Трудовое братство Н. Неплюева» (с. Воздвиженское), Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино (Москва), Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва).
Николай Николаевич Неплюев, наследник древнего дворянского рода, к которому принадлежали митрополит всея Руси Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И.И. Неплюев, как может показаться, не вошел в историческую память России, но, несомненно, является одной из ключевых фигур ее духовной истории. Задумавшись о призвании русского помещика, он смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы.
В торжественном открытии выставки приняли участие священники, музейные работники, члены Преображенского братства, исследователи наследия Н.Н. Неплюева, и специально приглашенные потомки членов Крестовоздвиженского трудового братства.
Свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор СФИ, поприветствовав всех собравшихся, подчеркнул, что Николай Николаевич Неплюев – уникальный пример человека, не только исполнявшего свое призвание, но и создавшего трудовое братство на основании духовных законов, по которым живет Церковь — любви, свободы, личностности, соборности. По мнению о. Георгия, история России имеет достаточно богатое наследие, которое можно и нужно актуализировать, и пример Николая Николаевича Неплюева необходим сейчас и церкви, и обществу. Он и его братство, которое нельзя отделить от него, вместе поверили в то, что можно жить по Евангелию, не раздваиваясь, целостно, что можно устроить жизнь на основах братолюбия — и осуществили это.
Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, охарактеризовал Николая Николаевича как одного из самых замечательных, светлых людей в истории российского общества: «Для нас это имя дорого постольку, поскольку оно связано с возрождением живой, народной и, в то же время, просвещенной веры в Бога и жизнью по этой вере». Дмитрий Гасак поблагодарил создателей выставки и рассказал о том, что в рамках XXI Международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» 29 сентября в Российской академии образования пройдет вечер памяти Н.Н. Неплюева.
Автор выставки Светлана Чукавина рассказала об истории создания экспозиции, отметив, что наследие Николая Николаевича было колоссальным и многообразным. Она выразила надежду на то, что выставка вдохновит исследователей заниматься не только общим изучением жизни Николая Николаевича, но и более частными вопросами, которые сейчас требуют разработки: педагогической системой Неплюева, историей Крестовоздвиженского трудового братства, жизнью братства в советское время, последователями Николая Николаевича и его братства и т.д. Светлана Чукавина поблагодарила Регину Черняк, предоставившую на выставку оригинальные материалы, Валерия Авдасёва, директора музея «Трудовое братство Н. Неплюева», а также всех, кто участвовал в подготовке проекта.
Для первых посетителей экспозиции Светлана Чукавина провела экскурсию, в завершение которой певица Елена Котина исполнила романсы «К детям» и «Подвиг»: музыку на стихи известного богослова А.С. Хомякова написал сам Николай Николаевич Неплюев.
После экскурсии гости делились впечатлениями о выставке.
Татьяна Феоктистова, директор выставочного центра Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино: «Выставка подготовлена высокопрофессионально, с большим знанием дела, а также с глубоким пониманием целей и задач, которые авторы перед собой ставили. Я желаю этому проекту счастливого будущего и считаю, это нужно показать в Москве, и я думаю, что мы в ВГБИЛ рассмотрим этот вопрос. Но я думаю, что нам нужно не просто показать выставку, а собрать круглый стол, чтобы поговорить о братских движениях, и не только в исторической ретроспективе, но и о том, как они пережили ХХ столетие, каковы они на сегодняшний день».
Ольга Познина, внучка члена братской Думы: «Спасибо за предоставленную возможность. Я узнала об этой части истории своей семьи в тридцатилетнем возрасте. Мне рассказывала об этом бабушка, а дедушка, Иван Сильвестрович, был во втором выпуске Неплюевской школы и преподавал там. Тогда я впервые услышала об этом и экономическом, и духовном опыте. Это как-то не очень обсуждалась в семье из-за репрессий».
Валерий Авдасев, директор музея «Трудовое братство Н. Неплюева»: «Очень радостно, что история удивительного человека — Николая Николаевича — стала известна более широкому кругу, потому что в месте, где он жил, об этом мало кто знает. Меня привлекло в Николае Николаевиче то, что, при всем его богатстве и аристократизме, в нем соединялись духовность и искренняя любовь к никому не нужным крестьянским детям, и он смог создать из них уникальное христианское сообщество, собрать его по крупицам. Судьба Неплюева — пример такой праведной христианской жизни. Люди разных сословий соединялись во имя Христа в это братство, создав христианскую крохотную цивилизацию, память о которой вдохновляет нас на добрые поступки, на то, чтобы слово не расходилось с делом. Спасибо за ваши усилия».
Людмила Федоренко, внучка члена братской Думы: «Мой дед Василий Константинович Федоренко был духовным последователем и секретарем Николая Николаевича, а его брат Павел Константинович написал книгу о братстве Неплюева «Серебряные нити». Мне было очень радостно увидеть на одном из стендов выставки цитату из этой книги. Одним из самых интересных экспонатов выставки, кроме фотографий и документов, являются кирпичи — кирпичи из Воздвиженского, с кирпичных заводов братства с буквами «ТБ» (Трудовое братство) и «НН» (Николай Неплюев) — это, наверное, самые реальные экспонаты. Хочу выразить большую и искреннюю благодарность устроителям выставки и особенно культурно-просветительскому фонду «Преображение» за возрождение памяти о Н.Н. Неплюеве и его братстве».
Александр Копировский, искусствовед, профессор СФИ: «Выставка имеет силу такого факта, перед которым не надо преклоняться, но который нельзя отстранить. Это очень скромный факт — с одной стороны, а с другой стороны — непреложный. Неплюев — человек, который делал дело, несмотря на насмешки и притеснения, и, что очень важно, он при этом не раздражался, никого не проклинал. Практически сорок лет просуществовало братство — двадцать лет с Неплюевым и двадцать без него, и существовало бы дольше, если бы насильно не прервали его деятельность. И сила жизни, явленная в нем, конечно, знак свыше».
Справка
Николай Николаевич Неплюев родился 11/24 сентября 1851 года, в местечке Ямполь (сейчас это районный центр в Сумской области на Украине). Он вырос в богатой респектабельной семье, принадлежащей древнему дворянскому роду. С детства сам Неплюев был человеком глубоко верующим, и именно детские духовные переживания сыграли впоследствии решающую роль в его жизни.
По окончании в 1875 году Петербургского университета Николай Николаевич поступил на службу советником русского посольства в Германии. Но вскоре он почувствовал, что столь естественная для потомственного аристократа дипломатическая служба не его удел. Жизнь полная роскоши и удовольствий «большого света», которую он вел согласно своему привилегированному статусу, явно противоречила идеалам христианской любви, жившим в его душе, звавшим к самопожертвованию и служению ближним, и эта раздвоенность, по признанию Неплюева, все более терзала его совесть. Его внутренняя драма разрешилась духовным прозрением, которое явилось ему в сновидении: «Я увидел себя в родном селе, окруженным крестьянскими детьми. Лица их были преображенные, просветленные гармоничным сочетанием света, разума и вдохновения любви. Среди них я дышал дорогой, родной атмосферой любви». В 1877 году Николай Неплюев оставил карьеру дипломата и, возвратившись из Мюнхена в Россию поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.
Задумавшись о призвании русского помещика, Николай Николаевич смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы.
С осени 1880 года Неплюев поселился в родовых поместьях — местечке Янполь и хуторе Воздвиженском, Глуховского уезда, Черниговской губернии. С помощью матери и сестер Ольги Николаевны Неплюевой и Марии Николаевны Уманец, борясь с непониманием со стороны отца — Черниговского предводителя дворянства, великосветских знакомых и «прогрессивной общественности», увлеченной новейшими социалистическими теориями, Неплюев начинает свое дело с того, что берет на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей, и дает им христианское воспитание и земледельческое образование. В 1885 году в Воздвиженске им была учреждена мужская сельскохозяйственная школа, а в 1891 году открыта и женская — Преображенская. Школы пользовались огромной популярностью среди крестьян. В них наряду с профессиональным сельскохозяйственным образованием, давалось особенное религиозно-нравственное воспитание, прививалось понимание художественных ценностей. По определению учредителя, — школы формировали добрых христиан и культурных земледельцев.
В августе 1889 года состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое не захотели расставаться со своим воспитателем и для них была организована особая сельскохозяйственная община — Трудовое братство. Оно представляло новый тип религиозной общины, на создание которой Неплюева благословил знаменитый старец Троице-Сергиевой лавры Варнава. Каждый выпуск школ давал Братству новых членов, оно росло, возделывало взятую у Неплюева в аренду землю, строилось и благоустраивалось. В 1893 году в Воздвиженске был сооружен освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня, той же осенью сыграли первую в Братстве свадьбу.
Cуществование Трудового братства — явления уникального в истории России по сочетанию своих нравственно-производственных функций — подлежало официальному оформлению. И светсткие, и особенно духовные власти опасались Неплюева, ведомого сильным религиозным чувством, и всячески препятствовали его начинаниям. После многих трудностей, в 1893 году Устав Православного крестовоздвиженского трудового братства был утвержден. 16 сентября 1894 года, указом Александра III ему были дарованы права юридического лица, а 22 июля 1895 года состоялось церковное торжество открытия Братства. Неплюев считался его Блюстителем. Братство зиждилось на евангельских этических началах – веры, любви и труда. Управление общиной осуществляла братская дума. Все жители Братства, как семейные, так и не состоявшие в браке, объединялись по видам деятельности в большие «братские семьи»: семья учителей, хлебопашцев, молочников и т.д., каждая из которых носила имя одного из почитаемых святых и проживала в общем многоквартирном доме. Мужчины и женщины имели равные права. Дети с восьмилетнего возраста учились в школах. Вступление и выход из Братства были свободными. Существовала и особая категория участников Трудового братства — члены-соревнователи. Это были были люди, которые жили на стороне, но деятельно исповедывали братские идеалы. Первым членом-соревнователем стал выдающийся петербургский проповедник, священник Григорий Петров (1868-1925).
Высокие гражданские и личные качества Неплюева — искренний патриотизм, неподкупная честность и зажигательная энергия его религиозных устремлений позволили ему получить некоторые совершенно экзотические права. Например, братского священника выбирала братская дума, а утверждал его Покровитель Братства — епископ Черниговский и Нежинский. (По всей России священников назначал архиерей, без всякого участия прихода). Неплюев также имел право назначать учителями своих школ, своих же воспитанников, данное ему в 1888 году и закрепленное в 1895 году Николаем II. И еще одно уникальное право получил Неплюев: Сергий, епископ Черниговский и Нежинский, благословил его облекаться в стихарь и произносить проповеди в церкви.
В декабре 1901 года Неплюев передал в дар Братству свое недвижимое имущество, состоящее из 16435 дес. 1906 саж.кв. земли с лесом, постройками и заводами. В 1903 году он писал: «Двадцати радостных трудов оказалось достаточным, чтобы частный человек мог подарить церкви и отечеству своему живую, здоровую клетку, состоящую из живых духом и здоровых телом и духом людей, сплоченных любовью к Богу,и к друг другу в одну братскую семью, полную духа мира и единения в братолюбии… Создать трудовое общество с этим характером было для меня насущною потребностью веры, разума, совести и любви к Богу, моему Государю,. Церкви Православной, к моему отечеству, к дворянству, интеллигенции, народу и всему человечеству. Теперь это сокровище я приношу в дар России». Отец Иоанн Крондштадский, хорошо знавший дело Неплюева, назвал его истинно русским дворянином, занимающимся истинно дворянским делом.
В 1904 году, ясно осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. И немедленно начал создание двух организаций: светской — «партии мирного прогресса», и религиозной — «Всероссийского братства», призванных объединить людей доброй воли на дело мирного созидания родины. Этот замысел не нашел понимания властей и интеллигенции.
После кончины Н.Н. Неплюева, наступившей 21 января 1908 года, обязанности Блюстителя приняла его сестра М.Н. Уманец, а почетным членом Трудового братства стала давняя сторонница дела Неплюева принцесса Е.М. Ольденбургская. Численность Братства к тому времени возросла до пятисот человек. Продолжая исповедовать завещанные основателем христианские нравственные начала и руководствуясь его правилам «жить по законам опрятной, здоровой, дешевой и изящной простоты». Братство активно существовало и развивалось. Оно неуклонно крепло и экономически, применяя к своей хозяйственной деятельности эффективные аграрные технологии и передовое техническое оснащение. На всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение удостоилось большой золотой медали.
После революции 1917 г. продолжатели дела Неплюева пытались приспособиться к новым условиям. Однако в 1924 г. атеистические власти, репрессировали руководителей Трудового братства и превратили его в колхоз. Последовавшее в 1929 г. насильственное выселение вчерашних братчиков с их земель обернулось не только ломкой их судеб, но и полным забвением дела Неплюева, его имени и его идей
Информационная служба Преображенского содружества малых православных братств