Как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Являются ли исповедь и пост обязательным условием для принятия Святых Даров? Эти важные для каждого православного человека вопросы можно было задать после открытой лекции митрополита Волоколамского Илариона «Евхаристия как сердцевина жизни христианина». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата общался с молодежью 4 октября в рамках общедоступного православного лектория, который ежегодно организует Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре.
Необходим ли трехдневный пост перед причастием, если человек причащается еженедельно? Митрополит Иларион ответил: «Правило трехдневного поста перед причастием ни в каких канонах и уставах Церкви просто не существует. Есть традиция, которая сложилась в Синодальную эпоху, когда люди причащались очень редко. Тогда бывали разные сроки поста: три дня, неделя, например. Сегодня для человека, который живет полноценной церковной жизнью, особенно если он исполняет установленные церковью посты (а их, вы знаете, в нашем календаре достаточно много), нет необходимости налагать на желающего часто причащаться еще какие-то дополнительные посты». При этом он добавил, что этот вопрос каждый верующий должен решать со своим духовником.
С духовником же необходимо обсудить вопрос и об исповеди перед причастием, отметил глава ОВЦС и, со своей стороны, дал важные разъяснения. По его словам, в настоящее время в РПЦ «парадигмы бывают разные: бывает общая исповедь, хотя это, конечно не норма, исповедь должна быть частной». Однако в современных условиях вопрос о соотношении исповеди и евхаристии – «не очень простой». Многие воспринимают исповедь как своего рода «билет на причастие», вспомнил митрополит Илларион выражение известного богослова о.Александра Шмемана. В результате утром в воскресенье можно увидеть в храме странную картину: «Те, кто не причащается, приходят и стоят за литургией в центральной части храма, а те, кто хочет причаститься, всю службу простаивают в боковом приделе, где происходит исповедь, и в лучшем случае только к моменту выноса чаши освобождаются от этого стояния в очереди». Лектор уверен, что эту «аномалию» необходимо устранять на каждом приходе «имеющимися в арсенале священника средствами».
Митрополит отметил далее, что причастие тесно связано с исповедью именно в Русской Православной Церкви, в других Поместных Церквах такой традиции нет. «Например, в греческих церквях люди, как правило, причащаются без исповеди, а исповедь превратилась в довольно редкое явление». Но исповедь важна не только для того, чтобы человек был допущен к причастию, продолжил архиерей. «Исповедь важна просто для того, чтобы человек осознал свои грехи, произвел некоторый анализ перед лицом Бога и перед лицом священника. Исповедь сама по себе оказывает на него определенное преображающее воздействие. Но исповедь не соединяет человека со Христом так, как это происходит в евхаристии – «таинстве таинств».
Вместе с тем, выступавший подчеркнул, что все таинства Церкви связаны между собой, их нельзя «искусственно противопоставлять». В качестве характерного примера было приведено распространенное отношение к таинству соборования: «Например, некоторые люди думают, что нужно обязательно раз в год пособороваться, даже если вы ничем не больны, потому что в таинстве соборования прощаются забытые грехи. А некоторые даже думают, что таинство соборования «восполняет» таинство исповеди. А такого нет! Если человек исповедовался от всего сердца… то, как мне кажется, ему прощаются все грехи, и священник в разрешительной молитве именно об этом говорит. В этом заключается целительная и спасительная сила таинства исповеди. Но исповедь не может заменить собой евхаристию, так же как евхаристия, будучи таинством таинств и средоточием церковной жизни христианина, не отменяет другие таинства», – резюмировал председатель ОВЦС.