— Смогли бы Вы назвать главные ошибки, которые были допущены прежними администрациями ПЦА, приведшие к финансовым трудностям? И когда это началось?
Как мне кажется, проблемы начались еще в 1990-х годах. Но в целом, та административная структура церкви, которая досталась нам в наследство, должна работать. Наша финансовая система построена таким образом, чтобы защитить церковь от возможных проблем. В основе всеобщей картины лежит принцип соборности, который подразумевает взаимодействие и взаимоуважение всех структур. Такие отношения должны быть между Епископами и Митрополитом, клиром и мирянами, в администрации. И так должно происходить во всем православном мире. Мы являемся маленькой церковью, и мы открыты для людей по всем вопросам. Я вижу в этом путь следования, по которому идет вся Северная Америка. И считаю, что по этому пути должны идти все православные церкви. Но на сегодня, таких как мы всего несколько. То, что делаем мы — открываем финансовую бухгалтерию, даем прослушивать подкасты радио с проходящего Собора — все это, для некоторых кажется позорным подходом, но, такая открытость позволяет нам устранять прежние проблемы. Это и есть соборность, когда иерархия имеет возможность открыто взаимодействовать с мирянами.
Об этом говорили в начале ХХ века о. Сергий Булгаков и о. Николай Афанасьев, об этом же шла речь на Московском Соборе 1917-18гг, наша молодая церковь родилась из этих принципов и растет согласно им.
— Реально ли, на Ваш взгляд, выполнение постановления 16-ого Собора о переходе на новые пути финансирования уже через год? Если у Вас по этому вопросу какое-то предложение?
Реалистично или не реалистично это звучит — мы должны это делать. Финансовая система должна подвергнуться редакции. У нас есть такие малочисленные приходы, которые не выдерживают сегодняшних норм отчислений. И мы будем искать дополнительные способы финансирования. Надо найти пути к сердцам людей, обратиться к ним с таким посланием, чтобы они искренне откликнулись на помощь церкви. Это работа и диалог между священниками и прихожанами. Мы должны понять, какие пути работают, а какие нет — на что люди откликаются, а что им не понятно. Что касается сроков, то в течение последующих трех лет — до следующего Собора, нам предстоит это вопрос решить, а за это время мы будем искать и пробовать.
— Связывают ли Вас дружеские отношения с кем-либо из высшего духовенства и администрации ПЦА? Есть ли у Вас какие-то дружески контакты с другими православными юрисдикциями США — с РПЦЗ, и с Представительством Московской патриархии?
Я не могу сказать, что мы очень близкие друзья, но вместе мы учились в семинарии с Архиепископом Кириллом (Борисом Дмитриевым) — это Зарубежная церковь. На только что прошедшем Всеамериканском Соборе я познакомился с Архиепископом Наро-Фоминским Юстинианом, Управляющим Патриаршими приходами в США. Пожалуй, больше других я знаком с Митрополитом Иларионом (Алфеевым) — еще по своей службе в Англии, но с тех пор мы не имели постоянных контактов.
— И Вы были свидетелем всего произошедшего тогда в Сурожской епархии?
Да, я все видел, хотя занимал незначительную должность. Но мое личное мнение, что к Митрополиту Илариону там отнеслись нехорошо и несправедливо.
— Как Вы оцениваете возможность совместной работы митрополита Ионы и епископата, в связи с предыдущими сложностями во взаимопонимании?
Мы не были достаточно хорошо знакомы с Митрополитом Ионой до того, как я вступил в должность Управляющего делами ПЦА. Хотя мы встречались несколько раз, но интенсивно стали работать вместе только с начала октября этого года, также как и с Епископами. Во-первых, я восхищен его храбростью публичного признания своих ошибок перед лицом нескольких сотен человек. Для этого надо иметь очень большую отвагу.
— Извините, что перебиваю Вас — как Вы считаете, это выступление было личной инициативой Митрополита или на этом настаивал Епископат?
Митрополиту надо было восстановить потерянное доверие, поэтому, как мне кажется, это решение было принято совместно. Один из основных принципов церкви строится на доверии между Митрополитом и Епископами, и эти отношения надо было восстановить. Я думаю, что усилия были приложены с двух сторон. Во-вторых, Епископат вызвал у меня чувство уважения тем, что не стал скрывать сложившуюся ситуацию, а стал искать пути для ее решения. Я уверен, что, оказывая друг другу взаимную поддержку, Митрополит и Епископы смогут работать вместе на благо всей нашей церкви.