27 декабря в доме Культурно-просветительского центра «Преображение» прошла международная конференция «Духовное наследие матери Марии (Скобцовой) . Настоящее и будущее Церкви». Организаторами конференции также стали Преображенское братство, Русское студенческое христианское движение и Свято-Филаретовский православно-христианский институт.
Богослов, философ, поэт, публицист, художница — все эти определения лишь в неполной мере дают представление об одаренности матери Марии. Она много размышляла о «новом возрождении церкви», о его подлинных и ложных путях. В возрождении в церкви соборно-личных и богочеловеческих начал, в «выращивании соборного организма» она видела основную задачу объединения «Православное дело». «Мы здесь являемся некоей лабораторией для России», — говорила она, призывая «молитвой окружить все пути русского творческого духа». Мать Мария прозревала эти пути и молилась о будущих духовных движениях России, которые будут способны воспринять и продолжить дело церковного возрождения.
Именно эта сторона духовного наследия м. Марии — настоящее и будущее Церкви, пути её возрождения — стала центром обсуждения на конференции.
Открывая конференцию, о. Георгий Кочетков , духовный попечитель Преображенского братства и ректор СФИ , поприветствовал всех присутствующих и выразил уверенность в том, что память о матери Марии живет в церкви, а сама преподобномученица становится для нас, по мере того, как мы знакомимся с ее наследием, все более близкой и дорогой. О. Георгий подчеркнул: «Мать Мария для всех нас человек знаковый, она не просто осуществила свое служение, она открыла новые пути, открыла по-новому этому миру Церковь … Она заново показала, что может сделать в Церкви человек, настроенный жертвенно, действующий с большой любовью. Она заново открыла образ диаконисы в церкви». Он указал, что ранее в Русской церкви были удачные попытки восстановления чина диаконис — например, великая княгиня Елизавета Федоровна, которая также была канонизирована Православной церковью. По словам о. Георгия, «соединение всего лучшего, что было накоплено иноческой и монашеской традицией, созерцательной и деятельной, с современными потребностями жизни церкви и мира, этот новый яркий синтез смогла осуществить мать Мария. Она была добрым плодом нашей русской истории, расцвела и открылась, находясь в особой атмосфере жизни — в эмиграции… Но она плоть от плоти русский человек, человек, которым может гордиться Русская церковь, без которого невозможно уже представить себе историю Православия XX века».
С докладом «Религиозное свободное творчество»: историософия матери Марии и «Православное Дело» на пороге третьего тысячелетия» выступила Татьяна Викторова — доктор филологии, доцент Страсбургского университета. Говоря о творчестве матери Марии, докладчица охарактеризовала её как пламенного человека: её статьи всегда вызывали бурную полемику среди эмигрантов, она никогда не боялась вступать в дискуссии, утверждая, что истину можно обрести только «в совместном поиске, в ходе общего интеллектуального и духовного напряжения».
Так, по воспоминаниям современников, ее статья «Испытание свободой», в которой она пишет о церкви в эмиграции, независимой от государства, вызвала бурные споры: «Христос нас испытывает тем, сумеем ли мы в неприемлемых условиях, в немощах, в нашей страшной свободе найти Его там, где и не думали раньше искать». Даже Н.А. Бердяев в своей статье памяти матери Марии пишет ровно обратное: «Атмосфера эмиграции была очень неблагоприятной для какой бы то ни было творческой деятельности». Для матери Марии духовная свобода эмиграции — это «реальная свобода действий и иначе построенные неиерархические отношения, оставляющие место для равноправной дискуссии». Как отметила Татьяна Викторова, спор, диалог у нее становятся одними из ярких проявлений соборности, которые означают «не повторение знакомых лейтмотивов, но способность совместного гармоничного звучания многих и разных голосов».
Пророческому видению матери Марии настоящего и будущего Церкви был посвящен доклад Лидии Крошкиной — преподавателя СФИ и РГГУ, исследовательницы наследия матери Марии. По словам докладчицы, размышляя о судьбе Церкви, мать Мария отмечала, что несмотря на незыблемость нашей веры в Церковь, человеческое вмешательство порождало в истории два явления, которые искажали и искажают ее путь: «гонения и покровительство церкви — два бича Божьих». Особенно мать Мария обрушивается на покровительство церкви, оказываемое государством: «Оно медленно внедряет в церковную жизнь нецерковные понятия и подменяет ими Христа. Это привело к отравленности церковного организма, его окостенению, умалению жизни и подвига, к тому, что количество язычества затопило христианское качество». Но главный соблазн в истории церкви мать Мария видит не во внешней, а во внутренней ее жизни. Он заключается в том, что христианство становится религией лишь личного спасения. В связи с этим образ будущей церкви видится матерью Марией как «братство, как подлинно живой, соборный организм, осуществляющий внехрамовую литургию, проецируемую из Церкви в мир». Но, как это всегда бывает в пророчествах, образ будущего как бы раздваивается, так как зависит и от человеческой воли, от человеческого выбора. В статье «Картина мира» мать Мария говорит: «Или через покаяние и очищение безбожное человечество вернется в Отчий дом, и засияет эпоха подлинного христианского возрождения, и оно почувствует себя богочеловечеством, или же на долгие поколения мы обречены власти зверя, человекобога, новой и страшной идолопоклоннической религии. Третьего не дано. Но вероятнее, что осуществится второе».
Возможность созидания новой жизни церкви мать Мария видела в эмигрантской среде, свободной и от гонений, и от покровительства государства. Она даже формулирует принципы собирания и жизни нового церковного организма: принцип служения, или духовной мобилизации, духовного различения, свободного трудничества, принцип ответственности, принцип борьбы за церковь и непримиримости ко злу и главное — принцип соборности и личностности, который стоит во главе угла новой церковной парадигмы и выражается во всяком духовном делании — новом общении, новом священнослужении, новом послушании, новом пути милосердия и благотворительности, новой аскетике и новом творчестве.
Наталья Ликвинцева, канд. философских наук, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И.Солженицына, в докладе «Церковь жертв: свидетельство матери Марии» в качестве основного условия возрождения церкви выделила обретение нами солидарности с «церковью жертв» — миллионами «убитых задешево», погибших в XX веке при нацизме и советской власти. И соединить нас может только такая попытка солидаризироваться с теми, кто вне нашего круга, подобными тем, кому жертвовала свою жизнью мать Мария — обездоленным и нищим в эмиграции, униженным и беззащитным в концлагере. «Богословие жертвы», разворачиваемое матерью Марией, парадоксально, предельно. Кроме предписанного каждому христианину сыновьего пути подражания Христу в несении собственного креста, мы еще призваны к подражанию Богородице: «Крест ближнего должен быть для души мечем, должен пронзать, ибо она должна соучаствовать в судьбе ближнего, сочувствовать, сострадать. Только так можно родить в своей душе Христа: сквозь накипь греха добраться до образа Божьего в человеке и помочь ему просиять в нем… Это усиленная жертва — не просто полная самоотдача пути Христа, но и ранящее принятие чужих крестов, это беспрерывное распинание себя в каждой человеческой встрече». Такое «богословие жертвы» ярко раскрывается в поздней поэме матери Марии «Духов день».
Анна Шмаина-Великанова, доктор культурологии, доцент РГГУ и СФИ, в докладе «Еврейский вопрос матери Марии», напомнив присутствующим о деятельности преподобномученицы по спасению евреев от нацистов во время II Мировой войны, подчеркнула, что Церковь будущего — «гонимое сообщество, это церковь, у которой ничего нет, которую мир ненавидит так, как нацисты ненавидели евреев, которая живет сообразно с тем, что сказано в самых ранних христианских текстах — пусть тебя гонят, ты не гони, тебя распинают, ты благословляй».
С докладом «Мать Мария: аскетика эстетизма» выступил Александр Копировский — ученый секретарь СФИ, профессор, канд. педагогических наук . Александр Михайлович рассказал присутствующим о результатах анализа той области творчества матери Марии, о которой не упоминали предыдущие докладчики — ее стихи, живопись, вышивки, отметив, что ранее её произведения ещё не стали предметом исчерпывающего исследования. По мнению докладчика, мать Мария, благодаря «аскетическому кеносису», смогла, восприняв старые формы эстетики Серебрянного века, избежать стилизации и наполнить их новым содержанием, адекватным тому страшному времени массовых страданий, в которое она жила.
После конференции состоялся вечер памяти матери Марии, во время которого был частично показан документальный фильм о матери Марии и парижских местах ее служения. Затем участники и гости вечера рассказывали о встречах с теми, кто был лично знаком с матерью Марией, ее близкими и друзьями. В заключение присутствующие выразили надежду, что близок тот момент, когда имя матери Марии (Скобцовой) будет внесено в святцы Русской православной церкви, поскольку ее жизнь была примером настоящего христианского подвига.
После фильма и обсуждения вниманию гостей и участников конференции была представлена постановка мистерии матери Марии «Анна». Спектакль произвёл на всех огромное впечатление.