Слово священника Георгия Кочеткова на Вечерне в праздник Богоявления, 18 января 2012 г.
Мы с вами сейчас слышали, дорогие братья и сестры, евангельское повествование о том, как готовилось явление Мессии народу, как люди хотели встретить Помазанника Божьего — Христа. Мы слышали о том, что Господь предпосылает Ему пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна. Иоанн был пророком потому, что Бог сказал ему в пустыне, что надо сделать. И поэтому Иоанн исходил все земли возле Иордана, возвещая крещение покаяния для отпущения грехов. В общем-то, действительно, что нужно людям, чтобы они встретили Христа? Нужно только покаяние, нужно выпрямить всё то, что искривилось в жизни, что испроказилось, излукавилось, исхитрилось… В нашей жизни такого много, слишком много, настолько, что мы часто считаем это за норму, как будто всё так должно и быть. Но это по человеческому рассуждению, а не по божескому.
Иоанн Предтеча не просто говорил о покаянии. Он обращал к выходившему для крещения народу совсем не простые слова, говоря прямо, без обиняков: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего гнева?» Что значит «отродье змеиное»? По-русски можно сказать ещё крепче: «змеёныши». А по сути дела это означало только одно: хитрецы. Как змейки исхитряются — направо-налево, налево-направо — уползать от всяких опасностей, да и для того, чтобы куда-то двигаться в жизни, — вот так же Иоанн Предтеча сравнивал народ с отродьем змеиным: хитрецы, вы всё время хотите куда-то убежать от грядущего гнева, но у вас ничего не получится. Принесите лучше достойные плоды покаяния, покайтесь так, чтобы ваше покаяние принесло плод. Не смейте говорить самим себе для самооправдания, как будто у вас всё хорошо: мол, отец у нас Авраам, и этого достаточно. Или, как мы иногда говорим: мол, мы крещеные, в храм Божий ходим, исповедуемся, причащаемся, молимся, читаем Писание, стараемся понемножку делать что-то доброе, — чего же еще? Когда мы так говорим, мы должны знать, что к нам, к каждому из нас, могут относиться слова, сказанные Иоанном Предтечей: «Отродье змеиное, кто надоумил вас бежать от грядущего Божьего гнева?» — грядущего на вас Божьего гнева. Поэтому никогда не надо говорить, что будто бы у нас всё хорошо, коль мы крещены, и причащаемся, и молимся, и вообще не самые злые на белом свете люди. «Говорю вам, — продолжает пророк Иоанн, — что Бог может и из камней в пустыне создать сынов для Авраама». Мол, ничего особенного вы из себя не являете. Вы дети Авраама по вере — хорошо, но Бог может даже из камней создать себе таковых, т.е. из самых жестких людей с каменными сердцами, хоть из язычников, хоть из преступников, хоть из самых погибающих грешников.
Иоанн-пророк говорит удивительно действенным образом. Он говорит, что уже и топор лежит возле корня деревьев, так что всякое дерево, которое не приносит доброго плода, будет срублено и сожжено, превратится в прах и пепел, — вот что ожидает человека-грешника, даже если он и верующий — т.е. чадо Авраама, — даже если он крещеный, и причащается, и исповедуется, и читает Писание, и что-то делает доброе. Но если он не готов принять в свое сердце Христа, если он не готов жить по слову Христову, то всё тщетно: будет такой человек, как дерево, срублен и брошен в огонь.
И люди слушали все эти слова, как и сейчас иногда прислушиваются к проповеди покаяния, которая, слава Богу, снова начинает звучать на нашей земле. И тогда, в древности, во времена Христа, народ спрашивал святого пророка Иоанна: что же нам делать? И тот отвечал им: поделитесь с нуждающимися, потому что если у вас есть что-то лишнее — хоть немного, — то лучше отдайте тем, кому это нужно, не припасайте это себе на черный день, на всякий случай; заботьтесь о нуждающихся и делайте то, что вы делать умеете; не злоупотребляйте ничем из того, что связано с вашей деятельностью. Если ваши профессиональные обязанности позволяют вам чем-то злоупотребить, не делайте этого, как было в древности. Мытарям — т.е. фининспекторам по-нашему — Иоанн Предтеча сказал: не взыскивайте больше того, чем вам причитается. А солдатам — или, может быть, полицейским по-нашему, по-современному — сказал: не творите насилия, не вымогайте и довольствуйтесь своим жалованьем, даже если вам чего-то не хватает. И народ поверил слову Иоанна Предтечи, и поэтому он стал раздумывать в сердце своем уже о самом Иоанне: тот, кто с такой силой говорит правду и призывает к справедливости, к правде и праведности, — может быть, он и есть тот, кого мы ждем? Может быть, его словом и надо жить, может быть, он — Христос, если говорит всё так правильно, так хорошо? Но, как вы помните, святой пророк Иоанн не хотел платы, не хотел ничего для себя. Он служил Богу, он ждал Сына Божьего Иисуса Христа и ясно представлял себе, кто он сам, а Кто Грядущий за ним. Поэтому предупреждал, что он крестит только водой, а Тот, Кто сильнее его, Тот, Кто придет, о Ком он возвещает, Кому он не достоин даже, как раб, развязать ремни сандалий, — вот Он будет крестить всех Духом Святым и огнем. Он погрузит каждого человека в удивительную светлую благодать Святого Духа — или в огонь… Это место здесь двусмысленное, не совсем понятное. Это может быть огонь того же Духа, а может быть огонь сожигающий, осуждающий человека. Скорее всего, в проповеди святого Иоанна имелось в виду второе. По его представлениям, еще в какой-то степени ветхозаветным, грядущий Христос должен будет погрузить всех или в силу Духа Святого, или покарать людей огнем осуждения, потому что Он добрый хлеб, доброе зерно должен собрать в закрома, а пустую мякину сжечь «огнем неугасимым».
Вот так люди готовились к принятию Христа. И нашей стране, потерявшей Христа, и нашему народу, потерявшему благодать и Свет Христов, следует подготовиться к Его принятию, а значит, вспомнить слова Иоанна Предтечи, вспомнить и начать действовать…
К сожалению, сейчас на праздник Крещения Господня люди больше думают о том, как искупаться в проруби, как получить святой водички, а вот о главном-то они и не думают. Праздник Богоявления может обойтись и без проруби, и без святой воды. Не всегда в церкви этот обычай был, да и связан он был, когда возник, с вещами более важными. Воду освящали для того, чтобы в ней крестить людей, принявших веру Христову, а потом, в самый день праздника в Иерусалиме следовали на Иордан, в те места, где проповедовал Иоанн Предтеча. Это имело живую основу и живое оправдание, а сейчас люди рвутся за святой водой, совершенно забыв, что такое святая вода и зачем она нужна. Возникают всякие легенды и мифы: мол, в этот день освящается вся вода чуть ли не во всей вселенной, так что даже из крана хлещет святая вода… Это, конечно, суеверие, с которым в нашей церкви надо было бы бороться, а не поощрять его. Включите телевизор, чтo там сейчас говорят о празднике? Говорят только о проруби и о святой воде, которой надо побольше запастись, — и всё. И ни слова о главном — о покаянии, об исправлении своей жизни, о том, как обрести потерянного Христа. Вот и получается, что хорошее перерождается в плохое. То, что когда-то было настоящим весельем церкви, радостью, светом, превратилось в суеверие, наподобие всяких елочек и игрушечек на Рождество и Новый год, когда уже и Рождества-то не видно за всеми этими колядками, вертепчиками и другими детскими радостями.
Будем же, дорогие братья и сестры, помнить тот опыт, который открывается нам не только в самом Крещении — о чем мы завтра с вами, Бог даст, еще поговорим, — но и перед ним, через служение святого пророка Иоанна Крестителя. Будем помнить о том, что надо готовить свое сердце, готовить себя принять Христа. И даже те, кто уже, слава Богу, верует и кто может войти в храм и читать Писание или слушать чтение и проповедь, — даже они должны помнить, что надо продолжать свое покаяние до тех пор, пока Христос не воцарится и в нашем сердце, и в сердцах всех людей, нас окружающих. Иначе, как я уже говорил, можно в одночасье превратиться в «отродье змеиное».
Пусть же евангельское повествование, данное нам милостью Божьей сегодня в Евангелии от Луки, вдохновит и обрадует нас, но и заставит критически посмотреть на себя, на свою жизнь, на то, насколько мы готовы или не готовы жить вместе со Христом каждый день, а не только по определенным дням, в праздники, данные нам церковной традицией. Давайте, дорогие братья и сестры, соединим свои усилия для того, чтобы было к кому и куда придти Христу, придти, чтобы принести свое спасительное слово, чтобы явить нам свою крестную, но и воскресную любовь!
Аминь.