Усиление пастырской составляющей в деятельности епархиального архиерея

  • 10 февраля 2012 в 19:59:18
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 804
  • 0
 
 
На правящего архиерея возлагается большое административное бремя, и это неизбежно. Однако приоритетным в его повседневных трудах должно быть служение епископа как архипастыря, а не как администратора. Нынешняя реформа проводится для того, чтобы сместить акценты и позволить архиерею больше заниматься пастырской деятельностью: встречаться с людьми, давать богословскую оценку процессам и явлениям. Нам следует жить заботами людей, тогда наше евангельское свидетельство будет действенным.
Пастырская деятельность архиерея большой епархии, протяженной на многие километры, состоящей из нескольких сотен приходов, была затруднена именно из-за этих масштабов. Архиерей обращался к духовенству и пастве с посланиями, проповедовал с амвона кафедрального собора, встречался с клириками в основном в рамках ежегодного епархиального собрания. Епископ, конечно, принимал и клириков, и мирян, но постоянно ощущал дефицит времени и физическую невозможность уделить им должное внимание, выслушать тех, кому требовалось его участие. Приходы не часто видели своего архипастыря. Посещение приходов епископом порой приводило и к тому, что это важное событие превращалось в торжественный ритуал, в ходе которого оставалось недостаточно места для живого общения. Организация работы по ключевым пастырским направлениям церковной жизни — просвещению, попечению о молодежи, миссии, социальному служению — волей-неволей передавалась благочинным и главам епархиальных учреждений. В таком случае архиерею оставалось осуществлять лишь самое общее руководство и надзор.
Конечно, нельзя сказать, что описанная ситуация носила всеобщий характер. За более чем сорокалетний период служения в священном сане мне довелось повстречать многих архипастырей, которые и в упомянутых сложных условиях с особым пастырским усердием несли свое служение. Именно их опыт, продолжающий подвиг великих святителей, просиявших в многовековой истории Церкви, нам сегодня надлежит воплотить в жизнь.
Архиерею следует быть доступным для каждого, в первую очередь для клириков, без фильтра в лице личного или епархиального секретаря, без необходимости общаться с архипастырем лишь посредством передачи документов. Прием мирян по личным вопросам, конечно, должен быть более регламентирован. Ведь известно, что посетители могут быть самого разного рода. Бывают и неуравновешенные или психически нездоровые люди, и те, чьи вопросы вовсе не требуют общения с архиереем, и которые могут быть утешены кем-нибудь из пастырей, трудящихся при Владыке. Но, тем не менее, приемные часы для мирян у епископа должны быть. А возможность встретиться с архиереем для клириков должна быть максимально свободной, что вполне реально в новообразованных епархиях, где численность духовенства часто не превышает сотни человек: без дополнительной записи о епархиального секретаря, ведь именно вы являетесь духовным водителем епархиальных клириков.
Доступность епископа не ограничивается предоставлением клирикам и мирянам условий для встречи с ним. Она выражается и в том, как архиерей общается со своими собеседниками. Дорогие Владыки, помните: то, как Вы будете обращаться с клириками, скорее всего, отразится и на их поведении в отношении сотрудников приходов и прихожан. Особо хочу обратить на это внимание молодых архиереев. Церковь поручила вам высокое архиерейское служение, и, с точки зрения канонов, вы являетесь духовными отцами для вверенной вам паствы. Сохрани вас Господь от того, чтобы кичиться положением епископа. Стоит ли говорить, что забвение элементарных правил доброжелательности, вежливости или почтения к сединам, — недопустимо ни для кого, а тем более для епископа. Сан не дает нам никакого права быть нам невежливыми и неделикатными. Сан — это только ответственность. Чем выше сан, тем больше с нас спросится. И в этой жизни, и в жизни вечной.
Общение епископа с духовенством и паствой не может ограничиваться пределами рабочего кабинета. Оно продолжается и в поездках архиерея по приходам епархии. Архипастырское внимание к епархиальной приходской жизни должно выходить далеко за рамки торжественного богослужения и проповеди на приходе, беседы за трапезой. Никогда не проводите трапезу как ритуал. Братская трапеза — это ваша возможность выслушать людей, дать комментарии на высказывания людей, ответить на их вопрошания. Более того, возможности новых епархий, в ряде случаев, не позволят организовать большой штат сопровождающих архиерея церковнослужителей, Поэтому важно выработать такую модель архипастырских визитов, которая бы обеспечивала максимальную торжественность богослужения минимальными средствами и без возложения на приходы неудобоносимых материальных обязательств. Посещение прихода архипастырем — это открытое, вдумчивое общение с настоятелем, с активом прихода, молодежью и детьми, ответ как на их практические, житейские вопросы, так и на их духовные вопрошания, внимательное и подробное ознакомление со всеми приходскими проектами.
Ни с чем несравнимо евхаристическое общение архипастыря с паствой, таинственно соединяющее молящихся и служащих в совместном совершении Божественной литургии. Но храмы своей епархии епископу желательно посещать и помимо тех случаев, когда он в них совершает богослужения.
Есть такое общее правило: руководство процессом будет наиболее эффективным тогда, когда руководитель сам способен участвовать в этом процессе и на практике знает, как он осуществляется. Этот принцип более чем применим к епископу, само именование которого архипастырем предполагает, что он является первым среди пастырей, способным разделить их труды. И действительно, как архиерей сможет разъяснять священникам, что нужно делать в области катехизации, если сам ею никогда не занимался и не представляет, как она должна проходить? Это, конечно, не значит, что епископ должен все уметь «лучше всех». Полагаю, что среди духовенства епархии будут и те, кто, постоянно занимаясь, к примеру, вопросами церковной благотворительности, лучше епископа будут разбираться в этой области. Однако, чтобы не оказаться оторванным от жизни, епископ, в той или иной форме, в той или иной степени, должен и сам непосредственно включаться в каждую сферу церковной деятельности. Вы должны уметь делать все то, к чем призываете.
Важен и внешний облик архиерея, его поведение. Неизменную актуальность сохраняет наставление апостола Павла, обращенное к молодому епископу Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). А ведь мы порой забываем о том, что эти слова — не просто привычная надпись на обороте иерейского креста, но тот образец, к которому следует примерять каждый свой поступок, каждый день своей жизни. В ситуации, когда епископ прибывает на новую кафедру, когда созидается новая епархия или перестраивается жизнь уже существовавшей епархии, непременно следует помнить о том, что епископ должен быть «тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3:3). Архиерей должен словами и внешним общением привлекать сердца людей к Богу и Церкви. Простота в общении, неконфликтность, готовность к братскому диалогу — сделают намного больше, чем гневное поведение, строгость не по разуму или напыщенность.
Долгом епископа является внимательность к нуждам священнослужителей и епархиальных тружеников. Прошлогодний Архиерейский Собор определил образовать в каждой епархии, где это возможно, Епархиальную попечительскую комиссию, которая должна следить за тем, чтобы в епархии не было нуждающихся клириков и церковных тружеников, их вдов и детей-сирот, не обеспеченных необходимым священнослужителей на покое и пенсионеров, трудившихся в церковных учреждениях. В тех епархиях, где нет возможности создать отдельную комиссию, ее функции может, по особому благословению Патриарха, исполнять другое епархиальное учреждение. Но архипастырь не может просто возложить заботу о благополучии клириков на комиссию в надежде, что вопрос таким образом будет решен. Каждый Преосвященный, и это особенно верно в условиях малых епархий, призван сам вникать в деятельность этой комиссии, следить за тем, чтобы бытовые условия клириков, особенно находящихся на покое, их материальное обеспечение позволяло достойно жить им и их семьям.
Помимо внешнего благополучия клириков, архипастырь должен быть особо внимательным и к их внутреннему состоянию. Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с «пастырским выгоранием». Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь — особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие «Христос посреди нас», обращенное к «собрату и сослужителю». Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо — сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах.

www.patriarchia.ru

Усиление пастырской составляющей в деятельности епархиального архиерея

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)