20 февраля в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына прошла презентация нового издания книги поэта и богослова Ольги Седаковой «Апология разума» (М.: Русский путь, 2011). Во второе издание книги, помимо статей о Данте, Гете и Пастернаке, Аверинцеве , вошла также статья Ольги Седаковой «Мысль Пушкина», отсутствовавшая в первом издании. Предисловие к книге написал итальянский философ Адриана Делль’Аста, который и открыл презентацию. На вечере выступили также переводчик книги на итальянский язык Джованна Парравичини, редактор журнала «Новая Европа» Марта Карлетти, социолог Борис Дубин, философ Виктория Файбышенко и др.
Беглый взгляд даже только на русскую литературу XIX века, убеждает нас, что, начиная с эпохи сентиментализма и романтизма, возможности и достоинства разума оказались поставлены под сомнение: «Горе от ума» (А.С. Грибоедов); «Моя муза не лепечет ничего кроме нелепостей» (А.А. Фет); Наташа Ростова «не удостаивает быть умной» (Л.Н. Толстой) и т.д. Творцы культуры убеждали нас и самих себя в том, что глубины жизни постигаются как бы поверх разума, некой сверхчувственной интуицией. Вполне закономерная реакция на эпоху Просвещения, превознесшую самодостаточный и самовольный человеческий разум, которая спровоцировала слишком радикальные последствия. «Не-разумному» взгляду жизнь предстала темной иррациональной силой, угрожающей смести хрупкое человеческое начало безличными стихиями, вырывающимися то из одного, то из другого угла мирозданья.
Может быть, именно в России это позиция недоверия к разуму была доведена до своего логического предела. В революционном гимне пелось: «Кипит наш разум возмущенный». Мы все, в той или иной мере, оказываемся носителями этого некогда «вскипевшего» разума — суетного, разорванного, поверхностного, ничего не знающего о глубине, целостности, тайне.
Книга Ольги Седаковой — попытка защиты и оправдания разума, его утишения, очищения, преображения — в конечном итоге, его возвращения к Первоисточнику и Первопричине. Это мысль, рождающаяся из тишины внутреннего молчания, не моделирующая мир, не подчиняющая его своей логике и воле, а трепетно вслушивающаяся в то, что ей открывается. Это слово, выводящее «вещи» к их ясности. В русском переводе древний христианский гимн «Свете тихий…» начинается словами «Ясный Свет». Вот этот ясный свет — свет Христов — и становится внутренним источником того нового и изначального разума, который Ольга Александровна обнаруживает в творениях Данте, Пушкина, Пастернака и который своей книгой сама в носит в нашу запутавшуюся современность.
Как отметила на презентации сама Ольга Александровна, ее книга «Апология разума» — о вещах вечных и изначальных и, в то же время, — это ее ответ на вызовы современности. Все признают, что мы находимся в моменте кризиса, наступления нового варварства, окончания какого-то огромного человеческого проекта. Взгляд Ольги Седаковой не прикован к тому, что завершается, а устремлен к тому, что еще только начинается. Современность задает человеку много незначительных и глупых вопросов, далеко не на каждый из которых стоит отвечать. «Человеку, — по словам Ольги Александровны, — необходимо быть современником чего-то значительного и подлинного». А потому «Апология разума», несомненно, принадлежит к разряду «вещей», которые дают человеку силы жить дальше…
Юлия Балакшина
Информационная служба Преображенского братства
В интернет-магазине "Предание" имеются следующие публикации Ольги Седаковой:
Статьи автора в журнале "Православная община" :
В продаже имеются следующие книги автора:
Также в продаже имеются книги со статьями и докладами автора: