Доклад В.И. Якунцева, преподавателя катехетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на XX Рождественских чтениях.
Ваше Преосвященство! Досточтимые отцы, братья и сёстры!
Благодарю за возможность выступления.
Мое сообщение является, по сути, продолжением доклада о. Игоря Киреева. В нём он выразил мысль, которая является, на наш взгляд, принципиальной, а именно ту, что катехизация не является образовательным процессом. Отец Игорь это настолько ярко показал, что трудно что-то добавить, поэтому моё сообщение будет небольшим.
Итак, катехизация — это не образование, она может иметь его элементы, но по способу своего осуществления не является им. И это имеет прямое отношение к теме, в связи с которой я хотел бы сказать несколько слов — о роли катехизической практики в подготовке катехизаторов.
Подготовить катехизатора без соответствующей практики невозможно, т.к. катехизация сама является введением в практику веры, молитвы и жизни Церкви. Но этого утверждения мало. Необходимо, исходя из опыта подготовки катехизаторов, сказать и следующее: катехизация, являясь не образованием с приложенной к ней учебной практикой, а, наоборот, практикой, в силу качества которой усваивается учение Церкви, требует, чтобы, подготавливая катехизатора, практику мы положили в основу. Причем практику не тренировочную, не на отдельном «полигоне», не как учебную дисциплину, а саму практику церковной жизни и участие в реальном процессе катехизации.
Катехизическую практику в таком случае можно подразделить на два вида: а) предварительную и б) основную. Цель первой — с одной стороны, научить, а с другой — выявить, есть ли у кандидата в катехизаторы сердечное (заботливое) отношение к Церкви и к человеку, которого Господь в нее приводит. Если у кандидата в катехизаторы нет ответственности и заботы о Церкви и о человеке, то у него никогда не родится слово от сердца, без которого катехизация невозможна. А цель основной практики — научить организовывать и вести катехизацию в реальных условиях.
Предварительная катехизическая практика предполагает одновременно:
а) ответственную церковную жизнь;
б) свидетельство о Христе примером и словом там, где Господь даёт;
в) постоянную помощь тем, кто откликнулся на это свидетельство и уверовал, в том, чтобы пройти катехизацию и воцерковиться, т.е. служение крёстного (поручителя) или помощника катехизатора;
г) духовное образование на катехизических курсах, но лучше — высшее духовное образование.
Если желающий стать катехизатором в процессе предварительной практики приносит хорошие и стабильные плоды, т.е., в частности, его пример христианской жизни и слово настолько внутренне убедительны, что постоянно у него находятся обращающиеся от неверия или номинальной церковности люди, желающие реального воцерковления, то он может пойти на основную практику и стать стажёром — т.е. вести группу катехизации вместе с опытным катехизатором, осваивая по пути детали этого процесса. К этому времени кандидат в катехизаторы должен уже получить духовное образование.
Описанный выше подход к катехизической практике хорош тем, что предполагает подготовку в качестве катехизаторов тех, кто этим будет потом реально заниматься. Также он даёт хотя бы какую-то гарантию того, что катехизация впоследствии избежит двух своих главных врагов: во-первых, нецерковности и, во-вторых, занудства, которое происходит от равнодушия к людям и потери вдохновения.
Итак, роль катехизической практики в подготовке катехизаторов является основной, а не прикладной, как в обычном образовательном процессе.