По материалам блога священника Павла Адельгейма.
«Не знаете какого вы духа»
Один из комментаторов попросил меня высказать мнение о молебне в ХХС. Конечно, я ответил. Потом взял я томик рассказов Н.С.Лескова и прочёл три маленьких рассказа на нашу тему о христианском отношении к обидам: «Фигура», «Томление духа», «Под Рождество обидели». Мне захотелось распечатать их, чтобы все прочитали и поняли, что значит «дух Христов», о котором он сказал своим любимым ученикам, обидевшимся на непринявших самарян и захотевшим наказать-отомстить: «Не знаете, какого вы духа». И пошли они в другое селение». Только вспомнил я, что нынче не эпоха самиздата. Лескова каждый может легко выципать из инета. Пересказать Лескова нельзя, весь аромат испарится. Это всё равно, как передать словами содержание картины Иванова «Явление Христа народу». Тут смотреть обязательно надо. Поэтому всем желающим понять правильно христианское отношение к волнующему общество молебну девушек в ХХС, настоятельно рекомендую не полениться и прочесть эти три рассказа-все три меньше 30 страниц. Зато какое утешение для христианина в прикосновении к этому величию духа. Ничего героического. Всё просто и обыденно. Только на душе становится светло от встречи с духом Христовым. Другая эпоха, другие люди, а главное ясно, что мы потеряли в христианском измерении человеческой жизни. Мы выходим из нашей однозначности в другую систему координат, и всё сразу становится на свои места. Не поленитесь, прочтите.
www.adelgeim.livejournal.com
«Милости хочу, а не жертвы»
На предыдущий пост последовало много комментариев. Поступок девушек оценивался с позиции правил приличия и этикета, принятого в сложившемся укладе церковного и социального быта современного общества. Духовная жизнь человека не всегда укладывается в общепринятый стандарт поведения, она всегда шире. Подвиг юродства тоже не вмещался в правила приличия уже в древние времена. Христос осуждал фарисейское благочестие — показной пост, молитву и милостыню. Нецерковных людей тоже раздражают церковные формы поведения в общественных местах. Православные считают, что имею право. Конечно, имеют — но в храме, где их поведение является нормой. В общественных местах могут быть приняты другие нормы. Кроме устоявшихся правил церковного общежития существует много нецерковных обществ, где другой менталитет, образ жизни и самовыражения. В гражданском социуме мы уживаемся, если терпимы друг к другу. О. Андрей Кураев занимается миссионерством у рокеров. Митроп. Антоний Блум сдружился и молился с панками. Между ними возникли долголетние отношения. Кто-то из них пришёл в храм и нашёл для себя новый образ жизни. Девушки тоже пришли из нецерковной среды, их поведение в храме нарушает традицию. Нужно ли приписывать им умысел осквернить храм на том основании, что они поднялись на амвон и встали спиной к Алтарю?
Не раз приходится останавливать прихожан, которые грубо одёргивают женщину, поднявшуюся на солею. Бывает, кто-то с вопросом идёт за священником в «царские врата» и приходится сдержать возмущение и терпеливо объяснить, почему туда нельзя. Когда совершаю отпевание, народ стремиться окружить гроб, устремляет внимание к покойнику и поворачивается спиной к Алтарю. Тоже приходится объяснять, что вместе с усопшим мы теперь обращаемся к Богу, и следует повернуться лицом к Алтарю. Понимание православным народом правил поведения в храме оставляет желать лучшего. Но «бодрствуй!» Будь осторожен. Гоняясь за формами, не потеряй человека, за которого умер Христос. Если мы живём в обществе, приходится притираться, и для этого необходимы терпение и любовь. Нетерпимость разрушает как семью, так и общество.
«Если не кощунство, что тогда?» — спрашивает комментатор. В тексте я ответил: скоморошество, традиционное для Руси в дни масленицы. Это действо выросло из языческих корней и получило гражданство в православной Руси, когда умные не могли свидетельствовать из страха жестоких наказаний и смерти, а дуракам дозволялось.
Скоморошество было не только развлечением. Нередко оно бывало формой политического и духовно-этического протеста. Этой древнерусской формой протеста воспользовались девушки в её традиционной форме. Их танцы кто-то оценивает как «кривляние» на солее. Но танец перед святыней, как прославление Бога, имеет библейский аналог. Святой пророк Давид разделся, скакал, играл и пел, когда несли Ковчег Завета. Мелхола, его жена, тоже осудила его за нарушение приличий. Давид ответил: Во славу Бога моего буду скакать и плясать перед Ним. За осуждение Давида Бог наказал Мелхолу бесплодием.
На фоне современной жизни библейские и древнерусские архетипы смотрятся причудливо, но сохраняют свою изначальную суть. Утрата древних архетипов обедняет христианскую традицию, сводит к унылому стандарту. Когда граждане, называющие себя православными, требуют мести и крови этих девушек, горько на душе от самоуверенности этого «необрезанного сердца». Их самомнение не приемлет слов Христа Спасителя «идите и научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Христос призывает к милости, а ученики, Его, «сохранившие образ благочестия, и отвергшиеся силы его», забыв, что человек - образ Божий, призывают к человеческому жертвоприношению.
Будем терпимы друг к другу, как заповедано апостолом: «в терпении вашем спасайте души ваши».
www.adelgeim.livejournal.com
«Гневаясь, не согрешайте»
Мои размышления о девушках, исполнивших панк-молебен в ХХС вызвали раздражение. Разгневанный Рунет требовал линчевания: побить камнями, сжечь, посадить на кол.
Опасно противоречить сложившимся в обществе убеждениям.
Стоило напомнить призыв Христа к милости, прощению и примирению, как прозвучали укоры и обвинения в разжигании политических страстей. Как же трудно было Спасителю проповедовать в обществе, воспитанном на Законе, если призыв к прощению вызывает гнев у христиан. Оппоненты понуждают меня покаяться, пересмотреть позицию и вместе с ними осудить девушек по совокупности всех преступлений, совершённых за их юную жизнь «От юности моея мнози борют мя страсти».
Укоряемые совестью иудеи не посмели бросить камни в грешницу и молча разошлись. Они не настаивали на казни и не укоряли Спасителя за оправдыние греха. Христос не
оправдал грех. Он простил. Если речь идёт о прощении, наличие вины очевидно.
Следует различить две акции, совершённые девушками, не смешивая в одну и осуждая скопом. Первой была политическая и антиклерикальная акция, выражающая гражданскую позицию, право на которую гарантирует закон. Законный поступок не подлежит осуждению. Гражданская позиция всегда имеет сторонников и несогласных. Вторжение в сакральное пространство храма является второй, незаконной акцией девушек. Их песня диссонирует с обстановкой храма. В ней молитва перемешана с грубостью, религиозным невежеством, чуждой моралью, — обычной путаницей, царящей в головах молодёжи. Девушки использовали храм, желая усилить резонанс политической акции. Я не вижу оснований приписывать девушкам умысел на кощунство. Поступок, совершённый без умысла будет ошибкой, а не преступлением.
Девушки совершили грех, используя храм в интересах политики. Призыв к кровавой расправе над ними является более тяжким грехом и содержит признак экстремизма по УК РФ.
Если гражданская позиция девушек не подлежит осуждению, встаёт вопрос об осуждении их за нарушение сакрального пространства храма. Они не воспрепятствовали богослужению, их действия не имеют признаков ст.148 УК РФ.
Другой специальной статьи, квалифицирующей поступок девушек, в УК РФ нет.
Специальная статья 5.2 есть в Административном кодексе, который может быть применён по справедливости. Уголовное осуждение девушек будет незаконной натяжкой в целях политической мести. Преступление против веры и нравственности было естественно рассмотреть в церковном суде РПЦ. Как отнёсся Христос к осквернению храма, к Его времени вошедшему в традицию? Христос взял бич и выгнал торгующих из храма. что и сделала охрана ХХС в нашем случае. Все законные санкции уже превышены многодневным лишением свободы, которому подвержены девушки до суда. Девушки заплатили за свой поступок сполна и теперь заслуживают сочувствия, а не осуждения.
Фото с сайта www.ng68.livejournal.com