13 июня 2012 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына прошла встреча «ХХ век глазами очевидца: «Дневник русской женщины»», организованная Культурно-просветительским центром «Преображение». Встреча была посвящена презентации книги «Дневник русской женщины», изданной потомками автора. Ведущими были Андрей Акимов и родственники Нины Сергеевны Лашиной: дочь Татьяна Константиновна Покровская и внучка Александра Колымагина.
Эта книга — подлинный дневник Нины Сергеевны Лашиной (Покровской), обычной женщины, многодетной матери, работавшей в самых разных городах от Ташкента до Москвы. Это история ХХ века, которая совершается не столько в словах и делах глав государств, сколько в жизни простых людей. Нина Сергеевна вела дневник почти сорок лет, с 1929 по 1967 года.
Презентация началась с показа слайд-фильма об истории России ХХ века: о репрессиях, о войне, о повседневной жизни советских людей. Затем Александра Колымагина, главный редактор газеты «Кифа», начала разговор: «Предваряя разговор о самой книге, я хотела сказать, что сам жанр такого дневника предполагает очень глубокое личное общение с человеком… Академик Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что некоторые атеисты ХХ века были большими христианами, чем многие сегодняшние неофиты. Моя бабушка в четырнадцать лет потеряла веру. Мне кажется, что прошлое поколение думало, что когда они уходят из церкви, весь свет, заключенный в ней, останется с ними. Но со временем света становилось все меньше и меньше. А на нашем поколении он сошел «на нет». Все нужно строить заново».
Далее слово предоставили дочери Нины Сергеевны Татьяне Константиновне, которая рассказала, что в семье Покровских был новомученик, священник Иоанн Покровский, в семье его называли дядей Ваней. В советское время он был арестован. В графе состава преступлений было написано только одно слово: «Священник». Он трагически погиб в заключении. Его дочь Варвара в 1942 году выкрала его тело и тайно похоронила в Туле, на кладбище при той церкви, в которой он служил.
После этого гости вечера поделились впечатлениями о книге. В заключение Андрей Акимов сообщил, что Культурно-просветительский центр «Преображение» будет продолжать встречи, посвященные истории ХХ века. Он пригласил всех на выставку «Non licet vos esse. Не должно вам быть», посвященную компании по изъятию церковных ценностей.
«Двадцатый век глазами очевидца»: в рамках этой тематической встречи, организованной культурно-просветительским центром «Преображение», была представлена книга Нины Лашиной «Дневник русской женщины». В мероприятии, прошедшем 13 июня в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына, приняли участие члены семьи автора книги, издатели, преподаватели и студенты Свято-Филаретовского института.
В основу двухтомника положен реальный дневник, который Нина Лашина (Покровская) вела с 1929 по 1967 год. Презентация началась с показа слайд-фильма, созданного на основе фотографий, плакатов, произведений живописи советских художников, открыток советской эпохи.
«История повседневности» — именно в рамках этого нового направления исторической науки предложила рассматривать эту книгу Александра Колымагина, журналист, редактор газеты «Кифа», внучка Нины Лашиной. «Когда историки начинают думать о том, как все происходило, то начинают строить схемы, и мы тоже начинаем отрываться от живой жизни», — сказала А. Колымагина, отметив, что сейчас стали появляться издания, которые говорят «изнутри» того времени, из того момента, когда это происходило. И тогда «те вещи, которые задели нас за живое, обретают плоть и кровь в чужой судьбе». А. Колымагина вспомнила слова Сергея Аверинцева о том, что атеисты начала ХХ века были большими христианами, чем сегодняшние неофиты. «Люди, которые отказались от Бога, продолжали нести свет, который шел из христианских корней нашей культуры, из того, что нарабатывалось веками. Со временем, со сменой поколений эта инерция уменьшалась, пропадала, и сейчас сошла на нет, и надо все начинать заново», — считает А. Колымагина.
Подробно о книге, истории ее создания рассказала Татьяна Покровская, дочь автора дневников. Это дневник «обычной женщины», всю жизнь работавшей в различных местах — в юридическом отделе Магнитки, в Министерстве черной металлургии, в редакции журнала «Крокодил». Нина Лашина рассказывает о своей жизни, о семье, детях, которых у нее было шестеро (пятеро умерли при ее жизни), и, в частности, о своем дяде, священнике Иоанне Покровском, репрессированном и погибшем в заключении. Именно он дал ей совет, когда она пожаловалась на то, что «нет счастья»: «Если хочешь счастья, думай о других». «В течение жизни ей пришлось испытать много личного горя и разочарований, в общественной жизни, в своей возможности быть юристом, и поэтому ее радостность постепенно угасала… Она не была верующим человеком, но была духовным — т.е. человеком, жизнь которого всей душой естественно связана с высокими морально-нравственными принципами», — так охарактеризовала автора дневников ее дочь, Татьяна Покровская.
Это свойство автора — поступать по-христиански, не будучи верующим, отмечали и другие участники встречи, прочитавшие книгу и делившиеся своими впечатлениями. Выступавшие говорили об открытости автора, честности, любви к людям, готовности делать добро, искренности. В выступлениях прозвучало сравнение Нины Лашиной с м. Марией (Скобцовой), но также была отмечена и противоречивость — например, ее работа юристом в рамках советской системы, факт вступления в партию после войны.
Журналист, культуролог Борис Колымагин продолжил беседу рассуждением о «ментальности, которую конструирует эта книга». По его мнению, эта ментальность «была сформулирована в среде народничества, ушла от Бога и пошла по пути социального изменения общества»: она породила своих «святых» вроде Чернышевского и Добролюбова, и в то же время в ней находились «левые интеллигенты», которые потом пришли к вере, как, например, Николай Бердяев. Автор дневников «уцелела» в этой ментальности. «Она хорошая, она помогает людям. Но куда ведет эта ментальность? Это часть революции, часть того кошмара, который выплеснулся на нас, и который кончился. Ведет ли это в Церковь?» — сказал Б.Колымагин, подчеркнув, что «в целом это — тупик для русской интеллигенции».
Ведущий Андрей Акимов отметил, что «Нина Сергеевна смогла словом своим изобразить эпоху непредвзято, она сумела показать все то, что остро воспринимала в то время, в которое жила».
Культурно-просветительский центр «Преображение» планирует продолжать встречи по теме «Двадцатый век глазами очевидца».
Елена Бажина