Есть ложное убеждение, что миссионерами должны быть только священнослужители, но исторически это не совсем верно.
Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией – технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Великие миссионеры последующих лет также не особенно задумывались над способами и методами: святая равноапостольная Нина (III век) ниспровергает в бездну идолов потоками вод, святитель Стефан Великопермский (XIV век) спокойно входит в огонь, приглашая языческого жреца последовать за собой (при том что он имел документ от тогдашних государственных органов о полном ему содействии).
Но нам, живущим в век "школ православных лидеров", везде хочется отыскать универсальный алгоритм, позволяющий легко соделать всех христианами. Это соблазн века сего, но, к счастью, такого алгоритма нет. Разве что кроме уже давно известных советов: прежде всего святить Господа в сердцах наших, а уже потом давать ответ вопрошающим о своем уповании; стараться, чтобы так просиял свет наших добрых дел, чтобы люди, увидев его, прославили Отца Небесного.
Стоп, кто-то скажет: я все это давно читал и знаю. Но дело в том, что среди авторитетных православных авторов практически нет никого, кто бы предлагал универсальные рецепты обращения народов. На память приходят только преподобный Макарий Алтайский с его трудом "Мысли о способах к успешнейшему распространению веры" и святитель Иннокентий Московский с его "Наставлением Нушегакскому миссионеру, иеромонаху Феофилу". Да и там даются частные советы, а общие принципы те же: "Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благое начинание; а потому пред всякою беседою с несведущими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплою молитвою".
Итак, никаких особенных технологий в миссионерской деятельности нет, кроме молитвы, чистого сердца, любви к просвещаемым и искреннего желания свидетельствовать о Христе Воскресшем, чем отличались и апостолы, и равные им проповедники. Технологии первого и двадцать первого веков одни и те же.
Но есть технологии, которые могут быть использованы нами сегодня. Это технологии мира сего, призванные распространять информацию. Как известно, сеть хороших дорог, покрывающая Римскую империю, то, что ключевые транспортные узлы охранялись римскими легионерами, и факт, что евреи диаспоры были неплохо связаны друг с другом, послужили тому, что промысл Божий о распространении христианства свершился скорейшим образом.
Хорошо использовать готовые информационные каналы: ТВ, интернет, печатные СМИ. Свое создать сложно и дорого, следует использовать то, что есть. Но использовать, не забывая апостольской технологии: сначала святить Господа в сердце и уже потом давать ответ вопрошающим с кротостью и благоговением. По опыту общения на форумах, в "Живом журнале", на фейсбуке и иже с ними скажу, что мы забываем либо первое, либо второе, либо все вместе, и от них же аз есмь первый.
Бог милостив, в тех краях, где я уже вот четвертый год призван к свидетельству, никто не читает ЖЖ. Там оценивают человека не по тому, как он красиво и эффектно "постит" провокационные тексты и отвечает на "каменты", а по тому, как он живет. В небольших северных поселках все прозрачно: и что ты покупаешь в трех местных магазинах, и то, с кем ты общаешься, и то, как ты общаешься. Поэтому наша местная миссионерская технология паки и паки не должна отличаться от апостольской и равноапостольской. Есть ложное убеждение, что миссионерами должны быть только священнослужители, но исторически это не совсем верно. Та же святая Нина – мирянка, равноапостольный Кирилл, просветитель славян, – монах. Трифон Печенгский в сорок лет только принимает сан, до того просветив лопарей и построив храм. Также и святитель Стефан, – сначала перевел церковные книги на зырянский язык, а потом уже стал священнослужителем. И Феодорит Кольский (в начале служения), и Герман Аляскинский, и множество иных подвижников миссии не были священнослужителями. И это также апостольская традиция, ибо всем нам сказано, не различая нашего церковного служения: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Но, впрочем, об этом уже было выше.
Итак, не стоит спокойно сидеть на диване, придя с воскресной службы, в надежде на то, что батюшки "за нас" отработают в своем свидетельстве опущенные нами в церковную сокровищницу купюры. Неизвестно, кто и когда и, при каких жутких обстоятельствах потребует отчета в нашем уповании и хватит ли благоговения дать ответ.
Мы же, бывает, возложив на себя миссию свидетельства о Христе, забываем слова Евангелия: "...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11: 29). А мы не учимся, не имеем кротости и, как следствие, не имеем покоя. А ведь плоды Духа – это мир, благость и долготерпение. Это – единственная апостольская технология миссионерской деятельности, и она заставляет нас изменить отношение к миру, отношение к людям, отношение к себе, и в итоге – измениться самим, чтобы стать, на самом деле, истинным и откровенным светильником Духа: чтобы кто-то смог и от нас научиться тому, что нам повелел соблюдать Господь, и тогда Он неизменно пребудет с нами до скончания этого странного и тревожного века.
Игумен Агафангел (Белых)