От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

  • 01 сентября 2008 в 11:00:00
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 823
  • 0
 

27 августа в СФИ состоялась защита бакалаврских работ

 

К защите были представлены работы:

  • С.И. Машьянов «Проблемы возрождения и обновления церковной жизни в гомилетической проповеди и жизненной практике архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в 1946-1961 годах» (кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики)
  • И.Б. Еркаева «Главные принципы миссии прп. Германа Аляскинского» (кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики)
  • И.А. Гусева «Женское служение в Павловых общинах» (кафедра Священного писания)
  • О.Н. Кажевка «Апостол Павел как экзегет ветхозаветных текстов (на примере Рим 3:21 - 4:25)» (кафедра Священного писания)
  • С.Н. Сонина  «Тема благодарения в евхаристической молитве ранней церкви» (кафедра богословских дисциплин и литургики)

В своей работе  Сергей Машьянов обратился к одной из наиболее ярких фигур среди архиереев РПЦ 40 - 60-х гг. XX в.  - архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Автор подробно рассмотрел проповеди свт. Луки, подчеркнув большой объем проповедей, что во времена богоборческой Советской власти было едва ли не основной возможностью общения священнослужителя с народом. С. Машьянов привел интересные примеры деятельности свт. Луки,  который использовал все нравственно и законодательно допустимые формы противостояния властям ради сохранения, а при возможности - и расширения церковной деятельности. Благодаря действиям свт. Луки, в его епархии, несмотря на давление со стороны властей, долгое время продолжалась, а местами - обновлялась и развивалась церковная жизнь.

Исследование Ирины Еркаевой посвящено миссионерской деятельности преп. Германа Аляскинского, осуществлявшейся в Америке нач. XIX века в чрезвычайно сложных условиях. В течение 40 лет находившийся безвыездно в месте своей проповеди, преп. Герман показал чудеса, с одной стороны, аскетической строгости к себе, мужественного сопротивления жестоким и безнравственным представителям власти и, с другой - милосердия, терпения и любви к тем, кому он адресовал свое благовестие о Христе. Это благовестие, несмотря на то, что практически все инородцы были поспешно крещены до начала его миссии,  было весьма успешным, но ему самому пришлось сочетать в своем служении миссию внешнюю и внутреннюю. Также к проблемам миссии прибавлялись очевидные отрицательные примеры жизни большинства русских христиан на Аляске. Однако под влиянием проповеди преп. Германа обращались к Богу и становились настоящими православными христианами и местные жители, и его недавние гонители, номинальные православные, а также инославные христиане. Знаменитые слова преп. Германа: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька» были убедительно проиллюстрированы в работе примерами его проповеди словом и делом.
Работа Ирины Гусевой посвящена остро-актуальной и весьма непростой для научно-богословского исследования теме - женским служениям в церквах, основанных св. апостолом Павлом. Автор проанализировала общебогословские позиции ап. Павла относительно женских служений, участие женщин в богослужении на материале 1 Кор и примеры женского служения в Рим 16. Отдельные взгляды современных западных литургистов и филологов, приведенные автором, бросают вызов традиционному пониманию указанных текстов ап. Павла (например, известных мест о необходимости женщине покрывать голову или молчать в церкви).  Несомненным достоинством работы является внушительный обзор англоязычной литературы, а также анализ сильных и слабых сторон мнений того или иного экзегета по проблемам, не имеющим однозначного решения.

Работа Ольги Кажевки поставила интересный и важный для понимания богословской мысли св. ап. Павла вопрос о том, каким образом он интерпретирует ветхозаветные тексты. С этой целью она проанализировала Рим 3:21 - 4:25 - один из центральных отрывков Послания к римлянам, говорящий об оправдании верой и завете с Авраамом. Как и многие современные исследователи книг ап. Павла, автор указывает на его веру, которая становится актом внутренней убежденности в том, что именно через Христа  Бог являет Свою верность Завету. А те, кто входит в Завет с Богом по вере во Христа, становятся таким образом детьми Авраама.
Светлана Сонина обратилась к всегда актуальной для христианина теме - благодарственной молитве. По оценке христианских богословов XX-XXI веков,  в современном человечестве и в современной церкви ощущается недостаток как самой способности благодарить, так и осмысления роли этого дара. Поэтому выбранная автором тема позволила обратиться к главному смыслу таинства Евхаристии. Анализируя источники и опираясь на современную исследовательскую литературу (в немалой степени - ведущих зарубежных авторов), С. Сонина исследовала истоки темы благодарения в Священном писании и иудейской литургической традиции, а также ее постепенную эволюцию в христианских евхаристических текстах по литургико-каноническим памятникам I/II-IV вв. и произведениям церковных писателей II-III вв.  Обосновано прозвучал вывод о том, что в евхаристии постепенно более значительной становилась тема искупления, в евхаристическую молитву, которая в ранней церкви в определенных случаях могла быть харизматической,  все шире входили  догматические элементы.  В заключение  в работе был поставлен вопрос о необходимости более глубокой разработки темы благодарения в связи с осмыслением наследия новомучеников и исповедников Российских.

Всем соискателям присвоена степень «бакалавр богословия».

Информационная служба СФИ

 

От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого) От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)