В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация сборника стихов поэтов Серебряного века «1917».
Кто только не высказывался о причинах и последствиях катастрофы 1917 года! Но, наверное, самые сильные слова принадлежат не публицистам, не историкам, не проповедникам, а поэтам. Ибо русская культура всегда была литературоцентричной, а в основе поэзии, как сказал Мандельштам (конечно, настоящей, а не заказной поэзии) – чувство своей правоты.
Это утверждение стало своего рода лейтмотивом прошедшей 22 ноября в культурном центре «Покровские ворота» презентации сборника стихов поэтов Серебряного века «1917». Этот сборник – один из серии книг, изданных культурно-просветительским фондом «Преображение» к столетию Октябрьской катастрофы. В своем вступительном слове писатель и журналист Виталий Шенталинский, автор предисловия к книге, сказал о том, что если Октябрьский переворот и Гражданская война были «эпидемией зла», надолго изувечившие Россию, то составление и даже просто чтение этой книги – суд над злом, тот самый Нюрнбергский процесс над большевизмом, который так и не состоялся на государственном уровне.
Ольга Филиппова, сотрудник музейно-выставочного отдела КПФ «Преображение», рассказала об истории замысла сборника и его концепции – дать как можно более широкий и как можно более талантливый спектр откликов на события 1917 года. В книге нашлось место и тем поэтам, кто сразу воспринял Октябрь как катастрофу, и тем, кто приветствовал его как «зарю новой жизни». Впрочем, как утверждали потом многие выступавшие, просто разделить голоса поэтов на «за» и «против» оказалось невозможным – книга запечатлела трагедию и надежды, прозрения и заблуждения, отчаяния и пророчества, смешанные зачастую в творчестве одного и того же поэта. Составителям сборника, по словам Ольги Филипповой, предстоял нелегкий выбор – не столько между очень талантливым и не очень талантливым, но между шедевром и шедевром. В итоге в книгу вошли стихи, созданные в предреволюционный период – перед и во время Первой мировой войны, а также с начала 1917 года и до окончания Гражданской войны.Также прозвучало слово еще одного составителя сборника – Юлии Балакшиной, ученого секретаря Свято-Филаретовского института, преподавателю СФИ и Санкт-Петербургского университета им. Герцена.
Во второй части вечера чтецы – профессиональные актеры и любители – дали собравшимся возможность услышать избранные стихи из сборника. Ощутить предчувствие катастрофы в стихах Александра Блока и Зинаиды Гиппиус, услышать непосредственное впечатление от событий 1917 года в поэзии Максимилиана Волошина, Константина Бальмонта, Осипа Мандельштама, отклик на кошмар братоубийственной Гражданской войны в стихах Марины Цветаевой. Вместе с Владиславом Ходасевичем почувствовать непоправимую порчу «простого и целого» мира, ощутить образовавшиеся в нем дыры, «как бы от пролитых кислот». И, как итог, услышать стихи Елизаветы Кузьминой-Караваевой, будущей преподобномученицы матери Марии: «С народом моим предстану».
В заключение вечера собравшиеся гости могли высказать свое впечатление от книги. Ольга Александровна Седакова (присутствующая, как и В.А. Шенталинский, на этом вечере не лично, но в видеозаписи) отметила не только качественный подбор стихов, но и то, насколько гармонирует с ним само оформление книги. Репродукция на обложке – роза с рисунка Михаила Врубеля – не только передает атмосферу Серебряного века, но, в контексте всей книги, воспринимается как символ потерянной России, зримый образ загубленной катастрофой высочайшей русской культуры.
Своеобразным итогом вечера стали слова одного из составителей сборника, Александра Копировского, о том, что свидетельством стали не только стихи, но сами судьбы поэтов – разные, но все без исключения трагические.
Закончился вечер поименным перечислением всех, кто принял участие в создании книги, и уже неофициальным общением гостей с устроителями, когда разговор о поэзии, поэтах, трагической истории России ХХ века разбился на отдельные кружки, нисколько не сбиваясь на мелочи, оставаясь все таким же глубоким и страстным. Это невольно вызвало в памяти слова, опять-таки сказанные Осипом Мандельштамом, что поэзия бывает двух родов. Разрешенная (не нужная никому, включая ее заказчиков) – и «ворованный воздух». Именно таким воздухом – без гари ожесточения и дурного запаха лжи – довелось дышать в эти несколько часов.
Книгу можно приобрести здесь.