Ни музейное сообщество, ни церковные люди пока не готовы договориться относительно "Троицы" Андрея Рублева - сказал, комментируя спор вокруг возможной транспортировки иконы в Троице-Сергиеву лавру магистр богословия, искусствовед, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский .
В целом сказать о состоянии иконы, как она поведет себя при транспортировке, могут только реставраторы, даже целая комиссия. "Конечно, нежелательно трогать такого рода вещи - слишком велика опасность, на дороге возможно что угодно, мы не можем рисковать национальным достоянием", - сказал А. Копировский в интервью "Благовест-инфо". "Мы уже потеряли много оттого, что трогали, переносили, перевозили, реставрировали, так что теперь не вернешь", - отметил он, выразив надежду, что когда-нибудь наука сможет развиться и лет через 10, 20 или 30 такая транспортировка будет безопасной.
Но главное препятствие сейчас - взаимное недоверие между музейным сообществом и церковным. "Уровень недоверия так высок, что договор между ними невозможен", - считает А. Копировский. По его мнению, вследствие непримиримости позиций существует огромная опасность того, что, если икону привезут в Троице-Сергиеву лавру, то обратно уже не отдадут. "Люди могут лечь поперек дороги, будут сражаться... А сохранность, нужно это или не нужно, никого не будет интересовать ("отдайте, это наше, верните"). Такая же позиция и у другой стороны ("нет, не ваше, это общее, не отдадим"). Пока она есть, все бесполезно, не о чем говорить", - считает искусствовед.
Есть обнадеживающие единичные случаи передачи ценностей в храмы при полном понимании с обеих сторон и создании требуемых или хотя бы минимальных условий сохранности. "В случае с "Троицей" мы не готовы", - утверждает А. Копировский. Для решения этой проблемы нужно за год или два подробно рассказывать об этой иконе, анализировать, "дать общественности включиться, обсудить без идеологии, без поверхностного прославления", и тогда возможно приблизить решение проблемы. В данный момент лучше этим не заниматься, т.к. "ничего кроме напряжения, боли и взаимного недовольства это не вызовет", подытожил искусствовед.