«Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», - с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению).
Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, - «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14).
В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни».
Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д.
Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также - индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.
Следование этим рекомендациям может дать «качественный скачок» в христианском просвещении прихожан, отметил о. Игорь Киреев, добавив, что одним из главных девизов миссионера (как и врача) должно быть «не навреди». Он особо отметил определяющую роль правящего архиерея в организации катехизационной работы, а также привел пример избрания священника, ответственного за епархиальную образовательную деятельность, при этом сам факт избрания он считает «удивительным».
Протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Москвы, в приходе которого устроена одна из самых больших (по числу обучающихся) воскресных школ, обобщил опыт своей многолетней пастырской и просветительской практики и сделал вывод о том, что катехизацией должны заниматься люди, особым образом одаренные. «Неинтересная проповедь» может стать инструментом «антимиссии», а «тихое» повседневное служение священника иногда важнее, чем «шумные миссионерские мероприятия». О. Константин опасается, что признанный наконец в Церкви приоритет катехизации может повлечь за собой административные издержки: требования отчетности, статистики и т.д. Но миссионерская деятельность «не поддается статистике», подчеркнул священник, а «интенсивнее - ни всегда эффективнее; шире - не всегда глубже». Он также предостерег от использования в приходском просветительстве методов, свойственных сектантам, например, «бомбардировки любовью». «Конечно, любви у нас в приходах маловато, но пусть лучше так, чем подобная «бомбардировка», - сказал о. Константин.
В резком тоне на это выступление отозвался о. Даниил Сысоев, настоятель храма ап. Фомы на Кантемировской (Москва). Он увидел в докладе о. Константина призыв свернуть миссию и «искусственное противопоставление» дела священника и мирянской активности, обвинив благочинного в неисполнении постановлений множества Архиерейских Соборов и синодальных постановлений РПЦ. Далее о. Даниил стал эмоционально доказывать, что активность прихода есть продолжение миссионерского горения настоятеля; что необходима православная проповедь на улицах. «Нельзя ждать, когда люди сами придут в храм! Мои люди ходят по улицам. Я - тот самый отморозок, который проповедует на улицах!» - настаивал он.
После того, как миряне - участники Рождественских чтений встали на защиту о. Константина, о. Даниил извинился за свой резкий тон и сделал подробный доклад об организации на его приходе катехизаторской работы и миссионерской школы (30 человек). Так, по словам настоятеля, он «обязал» всех своих прихожан (а их примерно 300-400 человек), наравне с некрещеными, пройти огласительную школу. В приходе постоянно работают группы катехизаторов. Кроме того, в храме апостола Фомы решена проблема приходского консультирования: есть катехизатор - сотрудник «на зарплате», который постоянно находится в храме и отвечает на все вопросы, а также раздает тексты молитв, песнопений, помогает подготовиться в исповеди и причастию и т.д.
В Санкт-Петербургской епархии даже выпустили специальное пособие в помощь приходскому консультанту (его можно было приобрести на Чтениях), где собраны типичные вопросы «захожан» и примерные ответы на них. О содержании пособия, об организации приходского консультирования, об огласительных беседах, о работе с дошкольниками на приходе подробно рассказал один из инициаторов приходского консультирования - руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Зелененко. Отвечая на вопрос, он отметил, что служба приходского консультирования уже работает примерно в ста храмах северной столицы, тогда как «полноценная» катехизация налажена пока лишь в десятке храмов. В Москве таких храмов можно насчитать 40-50, добавил о. Даниил Сысоев.
Руководитель миссионерского отдела Курской епархии, священник Тигрий Хачатрян сетовал на то, что зачастую препятствием для организации катехизации на приходе являются сами настоятели. Есть и такие, которые, в обход распоряжения правящего архиерея, совершают таинство Крещения без всякой подготовки взрослых. О. Тигрий считает, что пора добиться повсеместного проведения необходимого минимума огласительных бесед, а также продумать форму «обратной связи», проверяя усвоение услышанного. Все это возможно лишь при созидании приходской общины, отреагировал о. Игорь Киреев.
Один из выступавших - молодой преподаватель Перервинской духовной семинарии (Москва) подверг критике руководство Синодального отдела по религиозному образованию, который за многие годы так и не разработал общецерковной концепции катехизации. По словам выступавшего, первые публичные выступления Патриарха Кирилла - о приоритете христианского просвещения, молодежной работы - надо воспринять как «прямой приказ», «руководство к действию» и не откладывать далее столь необходимую работу.
Далее на секции о своем опыте рассказали: директор Свято-Сергиевского епархиального училища катехизации, протоиерей Анатолий Гармаев (Волгоград), сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Александр Боженов (Москва) и другие. Было очевидно, что, несмотря на отсутствие общецерковной концепции, работа по катехизации в приходах осознается как насущная необходимость, в этой области накоплен уже немалый опыт.
Юлия Зайцева