Восстановленный реставраторами эскиз мозаики В.М.Васнецова "Евхаристия" занял свое место в экспозиции Государственного исторического музея
Восстановленный реставраторами шедевр - эскиз мозаики В.М.Васнецова «Евхаристия» - занял свое место в экспозиции Государственного исторического музея в Москве. Торжественная презентация трехчастной композиции после кропотливой реставрации состоялась 18 мая в 39 зале - последнем зале ГИМа, посвященном истории XIX века.
Полотна с масляной живописью являются эскизами для мозаик апсиды собора святого Александра Невского в Варшаве, над которыми Васнецов работал в 1901-1911 годах.
Православный кафедральный собор в Варшаве был заложен в конце царствования императора Александра III (архитектор Л.Н. Бенуа). Работы по внутреннему убранству собора выполняли крупнейшие русские художники. Украшением храма стали 16 огромных мозаичных композиций, выполненных по эскизам Васнецова. Всего же в кафедральном соборе находилось около 10 тыс. произведений и предметов, представляющих историческую и художественную ценность.
Средства на возведение храма жертвовались со всей империи. Известно, что св.Иоанн Кронштадтский внес свою лепту в размере 13 500 руб., а св. император Николай II пожертвовал для алтаря колонны из яшмы.
20 мая 1912 года храм был освящен во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Он стал самым высоким зданием в Варшаве, благодаря величественной 70-метровой колокольне.
Но собор просуществовал совсем недолго. Во время Первой мировой войны собор был превращен в гарнизонный католический костел св.Генриха, а в1918 г., когда Польша стала независимым государством, варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей. Так была решена и судьба грандиозного храма на Саксонской площади - собор был разрушен. Его снесли в 1924-26 гг. с помощью 15 тыс. взрывов.
До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты мозаичных панно из собора. Лики апостолов из «Евхаристии» сейчас находятся в православном храме св. Марии Магдалины в Варшаве (ныне - Кафедральный собор Польской Православной Церкви).
Как сказал на презентации заместитель директора ГИМ Вадим Егоров, это «стремление вырваться из-под власти России, эта накопившаяся, чисто национальная злость привела к разрушению собора. Но искусство - и польское, и русское, не виновато в этом».
Три части эскиза «Евхаристии» долгое время хранились в запасниках Государственного исторического музея. Холсты были свернуты в рулон и в таком состоянии находились продолжительное время.
Как отметил на презентации Вадим Егоров, художественная коллекция ГИМа в два раза превышает фонды Государственной Третьяковской галереи, и большая часть этой коллекция находится в запасниках. «Мы не все знаем, что имеем», - сказал он. Поэтому «Евхаристия» была обнаружена недавно и передана на реставрацию в Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).
На презентации выступила заведующая отделом реставрации масляной живописи ГосНИИР Мария Чуракова - дочь знаменитого реставратора Степана Чуракова (ему недавно исполнилось 100 лет) и представитель целой династии реставраторов. По ее словам, до 60-х гг. ХХ в. полотно Васнецова не разматывалось с валов, и вообще неизвестна его судьба до запасников ГИМ. Памятник попал в руки реставраторов с характерными разрушениями: деформации и изломы холста, неравномерные и обветшалые кромки, имеющие прорывы, утраты нитей и целых кусков ткани. Композиция была сильно деформирована, местами утрачен красочный слой.
Как рассказала М.Чуракова, в своей работе реставраторы старались как можно меньше вторгаться в авторскую живопись. Специалистами признано, что масштабная реставрация и историко-художественное исследование эскизов композиции «Евхаристия», которое продолжалось в течение года, выполнены на высочайшем профессиональном уровне.
По словам ведущего научного сотрудника ГИМ, специалиста по живописи XIX в. Натальи Перевезенцевой, представленные эскизы В.Васнецова являются подлинной «драгоценностью». Они имеют большое значение для истории новой русской религиозной живописи начала XX века. Художник начал, как он писал, эту «большую и очень ответственную работу», осенью 1910 года, создав графический эскиз. «Эскиз исполнен несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», - писал Васнецов.
«Евхаристия» - образец религиозной живописи «васнецовской школы», соединявшей в себе стилизацию образов старорусского церковного искусства с утонченной формой искусства модерна рубежа XIX-XX веков. Современники видели в религиозных работах Васнецова и психологизм, и отблески русского средневекового искусства, и высокий эстетизм, который сам художник сформулировал так: «Красота составляет основу всех форм мироздания».
Н.Перевезенцева пояснила, что от традиционной иконографию васнецовской «Евхаристии» отличает отсутствие фигур ангелов за сенью. Но художник вовсе не исключил эти важные фигуры, но расположил их витражные изображения на окнах, которыми была прорезана апсида и которые, соответственно, разделяли три части композиции. Но никаких свидетельств и материалов о витражах, к сожалению, не сохранилось.
Эскиз же, представленный в ГИМ, имеет самостоятельную художественную ценность. В левой его части над головами апостолов Васнецов написал имена первых христианских святых, отцов Церкви, а в правой части можно прочитать имена русских святых: князей, святителей, преподобных, мучеников - от князя Владимира до прп.Серафима Саровского.